На ПМЭФ обсудили проблему кадрового дефицита

Несмотря на рекордно низкий уровень безработицы в 2,6 процента, в России по-прежнему не хватает инженеров. Подготовить около 240 тысяч специалистов помогут новые образовательные программы и развитие HR-брендов.

Вопросы подготовки специалистов для нужд промышленных предприятий и ОПК обсудили на сессии "Кадры решают!" Петербургского международного экономического форума. По последним данным официальной статистики, заводам не хватает 1,7 миллиона работников. Львиная доля дефицитных кадров - это инженеры, конструкторы и представители рабочих специальностей.

- Тенденция последних полутора лет - сильный переток из гражданских профессий в оборонно-промышленный комплекс. При этом ОПК все еще не хватает около 160 тысяч работников. Речь идет, в первую очередь, о специалистах высокого класса, которые могут обеспечить выполнение оборонного заказа и решить задачи технологического суверенитета. Важны также и рабочие специальности. Для этого сегодня существует и успешно работает проект "Профессионалитет", - отметил первый зампред правительства России Денис Мантуров.

При этом важно не только набирать студентов, но и повышать квалификацию преподавателей, привлекать к учебному процессу индустриальных партнеров. Такой подход особенно важен для предприятий, поскольку они могут выращивать специалистов под конкретные задачи и оперативно корректировать образовательные программы совместно с колледжами и вузами.

Руководитель центра молодежных инициатив АСИ Александр Вайно затронул проблему оттока кадров из реального сектора экономики. Дело в том, что около 98 процентов выпускников программы "Профессионалитет" призвали на срочную военную службу, и лишь 32 процента парней затем вернулись в специальность. Ситуацию, по мнению эксперта, нужно менять. В противном случае, не получится справиться с кадровым дефицитом.

Важно поддерживать имидж инженерной профессии, который сегодня находится на достаточно низком уровне. Способствует этому информационный вакуум, из-за которого молодежь считает данную профессию бесперспективной. Вузы страны выпустили порядка трехсот тысяч инженеров, однако лишь шестая часть из них пошла работать по специальности. Помочь здесь может грамотная маркетинговая стратегия по развитию HR-бренда, популяризации профессии и отрасли. Инженеры должны стать конкурентоспособными в том числе и в медийном пространстве.

Председатель совета директоров компании "Северсталь" Алексей Мордашов добавил, что на предприятии также наблюдают нехватку работников практически по всем направлениям - от инженерии до ИТ-сферы. При этом на поиск новых сотрудников толкает не только дефицит кадров, но и желание получить лучших специалистов, за которых сегодня ведется борьба.

Сегодня недостаточно просто платить хорошую зарплату и регулярно ее индексировать. Компании должны обращать внимание на качественные условия труда и становиться более социально ориентированными, чтобы победить в кадровой гонке.

А вот большого смысла в релокации специалистов участники сессии не увидели. Естественным образом этот процесс происходит на добывающих производствах, где сотрудники работают вахтовым методом. Для других отраслей куда лучше сработает комбинированная модель. Кадры не нужно перемещать, их следует готовить заранее.