Илья Сверчков: в RuStore сегодня более 40 тыс. приложений
RuStore работает уже два года. Что из себя представляет ваш магазин приложений сейчас?
Илья Сверчков: Благодаря поддержке Минцифры и партнерству с крупнейшими российскими IT-компаниям, мы за два года смогли достичь результатов, на которые обычно уходит лет шесть. RuStore стал полноценным конкурентом иностранных магазинов в России. Если на старте проекта разработчики могли воспользоваться только ключевыми инструментами, то сегодня в RuStore им доступна функциональность, закрывающая все потребности - от разработки приложения с нуля и продвижения его внутри магазина до подключения монетизации и получения реального заработка.
Серьезно вырос каталог RuStore - в нем сейчас более 40 тыс. приложений. С начала 2023 года их количество увеличилось в шесть раз. Некоторые популярные в мире игры представлены на российском рынке только у нас. А вообще с начала работы магазина пользователи более 140 миллионов раз скачали приложения в RuStore.
Помимо Google Play для Android-смартфонов существует множество альтернативных магазинов приложений. Есть российские Nashstore и RuMarket. Есть популярные магазины приложений, которые поддерживают производители смартфонов. Чем ваш магазин отличается от них?
Илья Сверчков: На рынке магазинов приложений не нужно драматически отличаться от конкурентов. Есть формат, к которому привыкли пользователи, он годами дорабатывался до того состояния, в котором сейчас находится, и он реально удобен. Однако, мы все же делаем больший акцент на безопасность. В RuStore интегрированы технологии "Лаборатории Касперского", которые выявляют и блокируют подозрительные сервисы и игры на этапе загрузки, а команда модерации вручную проверяет их содержание. Среднее время модерации - 15 минут, самое быстрое на рынке. И этому до сих пор приятно удивляются разработчики.
Мы развиваем собственные технологии для создания приложений и взаимодействия с аудиторией и стараемся дать им альтернативные инструменты, чтобы у них была возможность выбирать и не зависеть от других сервисов, доступ к которым может быть ограничен/заблокирован. Команда RuStore всегда на связи с паблишерами, мы и помогаем им и с подключением инструментов, и с решением технических вопросов, и с продвижением приложений и игр - составляем план активностей, предлагаем фичеринг (размещение мобильного приложения в одной или нескольких редакционных подборках магазина - ред.) или другие маркетинговые активности.
Какие приложения сегодня наиболее востребованы среди россиян?
Илья Сверчков: На первом и втором месте банки и игры. И третье - полезные утилиты, такие как "Мегафон", "2ГИС", "Почта Mail.ru". В списке самых скачиваемых помимо приложений крупных разработчиков можно найти и популярные инди-проекты. В игровом сегменте лидируют жанры экшен, симуляторы и казуальные игры. Здесь наш абсолютный лидер, который на сегодня уже заработал в RuStore более 300 млн рублей - это Tanks Blitz.
Приходят ли в RuStore зарубежные разработчики и если да, то какие?
Илья Сверчков: Да, конечно. Из 40 тыс. приложений в нашем каталоге около трети - от зарубежных разработчиков. В основном, заходят паблишеры из Китая - за последние полгода их количество выросло в 5 раз. Очень многие из них приходят с эксклюзивными предложениями для российского рынка. Далее по численности идут страны СНГ - Беларусь, Казахстан, Азербайджан.
Есть ли у вас возможности стимулировать разработчиков?
Илья Сверчков: Студии и разработчики сталкиваются со сложностями на зарубежных площадках, особенно в части монетизации приложений и игр. В этой ситуации RuStore, с системой платежей, возможностями для продвижения и собственными инструментами разработки сам по себе привлекает паблишеров. Мы стараемся поддерживать разработчиков с интересными сервисами и играми сразу с момента их появления в RuStore - продвигаем их внутри магазина, помогаем подключить все необходимые инструменты. Это позволяет новым релизам конкурировать с приложениями, которые давно в RuStore.
За два года у нас образовалось очень активное IT-комьюнити, с которым мы регулярно на связи: организовываем для них митапы, конференции, общаемся онлайн. Партнеры могут задать вопрос или поделиться предложениями по развитию. Некоторые идеи реализуются, поэтому можно смело сказать, что и наше IT-комьюнити участвует в развитии RuStore.
Как разработчики игр и приложений зарабатывают в вашем магазине?
Илья Сверчков: Есть несколько вариантов: размещение платных приложений, реклама, встроенные покупки, внутриигровые события. Чаще всего пользуются последними двумя. Хотя в этом году мы увидели рост спроса со стороны пользователей на платные приложения в два раза.
Начать зарабатывать в RuStore достаточно просто - разработчику нужно подключить наши платежные инструменты. Недавно внедрили отправку серверных уведомлений о платежах - разработчикам приходит уведомление, когда проходят платежи или возникает проблема с оплатой либо возвратом. Это позволяет оперативно реагировать на запросы пользователей.
Какие вендоры сегодня предустанавливают RuStore на свои смартфоны и планшеты?
Илья Сверчков: Tecno, Vivo, Realme, Infinix и Itel. Также RuStore за последний год расширил свое присутствие на различных устройствах - планшетах, телевизорах, электронных книгах, медиацентрах. Если говорить про поддержку Huawei, чьи устройства из-за санкций отключены от Google Mobile Services (GMS), то недавно у разработчиков появилась возможность выкладывать приложения в формате бандла, который подберет оптимальную сборку приложения или игры под устройство пользователя, в том числе и под модели без GMS. Эта доработка улучшает пользовательский опыт вне зависимости от того, предустановлен RuStore на устройстве или нет.
Говоря о "бандлах", вы имеете в виду новый формат Android App Bundle (AAB)? А сам RuStore работает с AAB или издатели размещают свои релизы "классическим" образом, как apk-файлы?
Илья Сверчков: У нас есть возможность выкладывать приложения в и формате AAB и как apk. Разработчики сами определяют, как им публиковать приложение - мы не ограничиваем их использованием только AAB.
Помимо Android есть российская ОС "Аврора" и мобильная операционная система HarmonyOS ОS Next от Huawei, у которой уже нет совместимости с apk-приложениями для Android. Есть также iOS, для которой открывают альтернативные магазины приложений в ЕС. Есть ли у вас планы по выходу за границы экосистем Android?
Илья Сверчков: RuStore открыт для сотрудничества как с производителями устройств на базе Android, так и на базе других ОС - мы готовы идти навстречу и адаптировать наш продукт. Кроме того, поддерживаем развитие отечественных экосистем, например, в этом году RuStore будет предустанавливаться на все устройства с ОС "Аврора".
Если представить гипотетическую ситуацию, что Google вернулся в Россию, а Google Pay опять работает с российскими банками и их приложения вернулись в Google Play. За счет чего RuStore сможет конкурировать с Google Play?
Илья Сверчков: RuStore - продукт, который стал универсальным, здесь есть не только банковские приложения. Сегодня мы предлагаем каталог игр и приложений, включая уникальные тайтлы, игры от иностранных и инди-студий, персональные рекомендации контента и возможности для развития бизнеса разработчиков. В целом, мы никогда не шли по пути точного копирования зарубежных сервисов. На запуске наша команда готовила базовую функциональность, опираясь на опыт других магазинов-приложений, в том числе Google Play, но со временем мы пошли по собственному пути развития.
Каковы ваши дальнейшие планы? Что планируется внедрить, изменить, улучшить в ближайшие 5 лет?
Илья Сверчков: Мы нацелены на развитие каталога - увеличение количества эксклюзивных проектов, привлечение новых иностранных и отечественных тайтлов. Важное для нас направление - поддержка игровой индустрии. Мы активно работаем со студиями, обсуждаем с ними возможные партнерства и идеи по продвижению игровых проектов в RuStore. Наша амбиция - быть интуитивно понятным и простым инструментом как для пользователя, так и для разработчика, который будет решать запрос, с любой стороны, максимально быстро.
Если говорить про игры, могут ли российские пользователи оплачивать внутриигровые покупки в популярных зарубежных играх, размещенных в RuStore (Fortnite, Genshin Impact или Mobile Legends: Bang Bang и пр.) картами российских банков, или это зависит от издателя игры?
Илья Сверчков: Зависит от того, подключил ли издатель игры наши платежные инструменты. В большинстве популярных игр они интегрированы. Например, более 70% китайских разработчиков подключили монетизацию. В их приложениях можно совершать внутриигровые покупки, оплачивать события или акции.