В Ростове-на-Дону, по информации городской администрации, доля транспортных средств, оборудованных кондиционерами, составляет с учетом резерва 92,6 процента или 1034 единицы. Однако в колл-центр городского центра управления пассажирскими перевозками каждый день поступают жалобы от ростовчан на знойный воздух на том или ином маршруте. Уже выявлено 75 подобных случаев.
На Дону жарко, термометр показывает за плюс тридцать. Наличие и работа кондиционера в автобусных салонах прописана в договорах мэрии с перевозчиками, за несоблюдение которых предусмотрены штрафы. Тем не менее, как показывает практика, исключения есть.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в колл-центре городского центра управления пассажирскими перевозками, вообще не кондиционирован автобусный маршрут №38 "Орбитальная - Центральный рынок". Также отсутствуют кондиционеры в некоторых трамвайных вагонах и во всех городских троллейбусах.
Почему? Как объяснили на одном из старейших автопредприятий Ростова, в городе есть непопулярные маршруты, которые прибыли почти не дают, поэтому тендеры на их обслуживание выиграли слабенькие в финансовом отношении фирмы, не имеющие хорошей техники. Перевозчики покупают что подешевле. Следовательно, хуже по качеству, без нормальных условий для пассажиров.
Когда воздух в Краснодаре прогрелся до рекордных плюс 36, водителям напомнили о необходимости включения кондиционеров по требованию. А власти призвали пассажиров обращаться на горячую линию МУП "КТТУ" в случаях, если в транспорте установлен кондиционер, но он не работает. Делать это водители должны, когда средняя суточная температура превышает 25 градусов.
Народный контроль выплеснулся бурной дискуссией в социальных сетях. "75-й маршрут - кондиционерами и не пахнет, маршрутки полные, ездить на них - испытание. Кстати, на этом маршруте в 4-м троллейбусе водители часто не включают кондиционеры", - пишет пассажир из Краснодара.
"Это каким человеконенавистником надо быть, чтобы не включать кондиционер там, где он есть! На моих глазах девушка сознание потеряла, ее просто высадили на остановке и поехали дальше", - возмущается жительница краевой столицы.
Как рассказали в мэрии Краснодара, водители общественного транспорта, оборудованного кондиционерами, обязаны включать их по первому требованию пассажиров. За нарушение ч.3 ст. 33 КОАП предусмотрен штраф в размере 20 тысяч рублей.
- Все поступившие жалобы, в том числе по поводу неработающего оборудования, мы передаем в Ространснадзор, специалисты которого правомочны штрафовать за выявленные нарушения, - пояснил замруководителя городского департамента транспорта Виктор Балацкий. - Ну а затем уже мы можем выйти в суд с иском о снятии перевозчика с маршрута. Нами было подано 23 таких иска, однако суд пока не поддержал ни одного из них, посчитав отсутствие кондиционирования недостаточным основанием для лишения перевозчика маршрута, выигранного на тендере.
Об ограничении выездов автобусов без работающих кондиционеров заявили в отделе ГИБДД Краснодара. Теперь кроме проверки всех узлов и агрегатов инспекторы должны обращать внимание и на состояние кондиционеров в общественном транспорте. Техосмотр будет считаться пройденным, только когда неисправности устранят. Правда, есть и такие автобусы, где кондиционеры не предусмотрены заводской комплектацией.
- Сейчас это обязательное требование, - поясняет заместитель директора департамента транспорта, начальник отдела перевозок Виктор Балацкий. - За его несоблюдение перевозчика могут не только оштрафовать, но и лишить маршрута. Но только при условии, что наличие кондиционера прописано в контракте. К сожалению, многие продолжат работать по нерегулируемому тарифу, где этого требования нет.
Устаревших троллейбусов и трамваев в городе еще много. Так, по данным департамента транспорта, из 1520 единиц общественного транспорта кондиционерами пока оборудована половина машин. Но это вопрос времени: в городе идет постепенное обновление подвижного состава. За последние пять лет было приобретено 103 трамвая и 72 троллейбуса. Новая техника, естественно, оснащена кондиционерами.
Волна возмущения прокатилась и по Новороссийску. Люди жалуются на духоту даже в кондиционированном транспорте. Как подтверждает новороссийка Татьяна Бестужева, водители сами потеют и парятся, но при этом или делают вид, что не слышат, или ссылаются на поломку, или же говорят прямо: экономят топливо. Как быть в таком случае?
- Пассажиры могут оставить жалобу на работу общественного пассажирского транспорта по номеру телефона 8 8617 210112 или же на официальных страничках в социальных сетях, - сообщили в управлении транспорта и дорожного хозяйства Новороссийска. При этом для проведения проверки необходимо указать номер машины, маршрут и время поездки.
По жалобам пассажиров проштрафившихся водителей вызывают на заседания дисциплинарных комитетов. В прошлом году их отстраняли от работы на одну неделю. Двоих злостных нарушителей уволили. В общей сложности к 48 приняты меры. В этом году в Новороссийске эта работа только начата. На днях в управление транспорта вызвали трех водителей, а автобусы отстранили от перевозок. При этом с каждым инцидентом проводится разбирательство. Изымается и изучается запись с камер видеонаблюдения. И если имеет место нарушение, когда именно пассажиры попросили включить, а водитель отказал, принимаются меры. Но нередки и случаи, когда пассажиры сами просят выключить кондиционер.
Проблема актуальна и для Крыма, где, по данным синоптиков, побит очередной рекорд: температура достигла 33,6 градуса Цельсия.
На часах 15:15 - раскаленный асфальт пышет жаром, разгар дня, самое пекло. Прыгаю в первый подошедший в Симферополе троллейбус №7. В салоне настежь открыты форточки. Интересуюсь: почему не работает кондиционер?
- А вы думаете, если бы он был, я бы тут сидел и обливался семью потами? - отвечает мне вопросом водитель.
Троллейбус №6 - та же картина. Окна нараспашку, и это единственный способ охладить салон. Мимо проходит междугородный троллейбус Ялта - Симферополь, в раскрытых окнах колышутся на ветру занавески. Между прочим, между городами троллейбус едет 2,5 часа, и на такой жаре это просто пытка. Только в большом автобусе ЛиАЗ на маршруте №95 в салоне работал кондиционер.
- Проблема есть, - признает пресс-секретарь самого крупного автоперевозчика полуострова, компании "Крымтроллейбус" Сергей Петля. - Часть машин у нас украинского производства, и запчастей для них достать невозможно. Также автобусы и троллейбусы некоторых отечественных марок с заводского конвейера выходят без кондиционеров. Они тоже нам достались по наследству. Все автобусы, которые закупали мы, - это новые, современные машины с климатической техникой в салоне. Если она выходит из строя, ее оперативно ремонтируют. Но бывает и такое, что водитель просто не включает кондиционер. В таком случае пассажиры могут пожаловаться на телефон горячей линии (звонки принимаются ежедневно с 06:00 до 22:00) и сообщить, на каком маршруте и в какое время было жарко в салоне. Если выяснится, что виноват и в самом деле водитель, ему грозит выговор или лишение премии. Так что наказание рублем самое эффективное.
В Волгоградской области этим летом особых нареканий к температурному режиму в муниципальных автобусах стало меньше, но все же есть жалобы, что водители не включают режим охлаждения, а в старом подвижном составе кондиционера может и не оказаться. Но зато после ремонта на линию машины возвращаются с климат-контролем. Так, по данным пресс-службы мэрии, сейчас на заводе восстанавливают троллейбус 2013 года сборки. Скоро машина вновь выйдет на маршрут, а главным новшеством станет климатическая система.
Что касается Астраханской области, одного из самых знойных регионов России, где температура летом может доходить до 50 градусов, вопрос общественного транспорта до недавнего времени стоял довольно остро и отсутствие кондиционеров было ощутимо. Пассажирские перевозки были во власти полулегальных маршруток. Но все изменилось в 2023 году, когда по городу пустили большие комфортабельные автобусы. Астраханцы дали им ласковое прозвище "синенькие" - по цвету корпуса. Кондиционеры в них включают в конце мая.
- Для нашего знойного города это самое то. Ехала на днях в микрорайон Бабаевского к подруге в гости на автобусе М2, так прохладно было внутри. Рада, что с транспортом в моем любимом городе ситуация сдвинулась с мертвой точки, - поделилась студентка Кира Иванова.
Как рассказали "РГ" в министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры региона, по нормативам температура в салоне общественного транспорта не должна превышать плюс 25 градусов. Если в автобусах включены кондиционеры, то форточки и люки должны быть закрыты, чтобы не допустить выхода из строя климатического оборудования. Работу системы охлаждения в автобусах, которые ежедневно выходят на линию, проверяют специалисты отдела технического контроля в ходе предрейсового осмотра. Техника работает исправно, жалоб от пассажиров не поступает.
Ну а теперь астраханцы мечтают об остановочных комплексах с кондиционерами. Как уточнили власти, в Астрахани планируется установка 500 остановочных павильонов. Однако в смете работ климат-контроль, увы, не предусмотрен.
Не работает кондиционер в общественном транспорте или водитель отказывается его включать? Публикуем телефоны "горячих линий", куда можно обращаться по данному вопросу.