Близ Челябинска построят логистический комплекс крупнейшего маркетплейса

Между Челябинской областью и крупнейшим в Евразийском экономическом союзе онлайн-ретейлером подписано соглашение о реализации в регионе масштабного инвестпроекта. Это ответ на давно повисший в воздухе вопрос: появится ли наконец на Южном Урале логистический комплекс известного маркетплейса?

Заговорили об этом несколько лет назад, но начало реализации планов вышло не очень удачным. Первоначально предполагалось, что инвестпроект стоимостью 2,5 миллиарда рублей будет реализован в центре города машиностроителей Миасса. Но такая территориальная привязка вызвала неоднозначную реакцию жителей, испугавшихся, что она спровоцирует транспортный коллапс, поскольку поток фур не минует жилые районы. Выбор для инвестора и властей оказался непростым. С одной стороны, от появления мощного игрока очевидны плюсы для экономики территории в виде налогов, занятости населения, развития деловой среды, с другой - наружу выплеснулось недовольство горожан, считающих, что большегрузы парализуют движение общественного транспорта, а также ухудшат экологию. Выяснилось также: не все участки под застройку принадлежали муниципалитету, из-за чего прокуратура вынесла протест на решение миасских депутатов об отводе земли.

С приходом онлайн-ретейлера МСП в регионе обычно увеличивается на два процента, растут вторые и третьи круги предпринимательства

Несостоявшийся партнер, впрочем, не стал тогда качать права, дистанцируясь от скандалов. В компании решили не ввязываться в борьбу за место под миасским солнцем, хотя с точки зрения подготовки инфраструктуры оно идеально подходило для заявленных целей (здесь намеревались не только возвести логистический центр, но и развивать технопарк). Пресс-служба компании подготовила ответ, суть которого, если коротко, сводилась к следующему: нет так нет, у нас достаточно аналогичных предложений из других регионов. Дипломатичные формулировки выводили на туманные перспективы: в области будут, дескать, рассматриваться и другие подходящие площадки. Спустя некоторое время менеджеры онлайн-ретейлера действительно осмотрели территории вдоль трассы московского направления М-5 в районе Челябинска и поселка Атлян. Но дальше воцарилась тишина. И сам проект, у которого была возможность "приземлиться" в Челябинске, стал постепенно забываться.

Однако в апреле этого года глава и основатель компании Татьяна Бакальчук, выступая в качестве спикера на Российской креативной неделе в Челябинске, высказалась об узнаваемости местных брендов и готовности заниматься акселерационной работой. По ее словам, УрФО на платформе интернет-магазина занял шестую строчку по продажам, и, чтобы они росли, лучшим проектам маркетплейс готов оказывать сопровождение. Кроме того, он запустил собственный грантовый конкурс для местных производителей. Представители компании ездили с ним в Ханты-Мансийск, Иваново, доедут и до Челябинска, пообещала Бакальчук. Участники форума, стараясь читать между строк, увидели в этом добрый знак. Если крепнет коммуникационная связь, может, вновь забрезжит и перспектива для "потерявшегося" проекта?

Но вряд ли многие ждали столь скорой развязки. Однако уже через месяц на ПМЭФ-2024 прозвучало, что распределительный комплекс разместится в новой точке - в Сосновском районе, примыкающем к Челябинску с севера, по направлению к Екатеринбургу. Это заметно меняет первоначальную модель и схемы товарных потоков, но крупные трассы по-прежнему в шаговой доступности. Срок реализации проекта обозначен до 2027 года. Будет создано около 9 тысяч новых рабочих мест, что сопоставимо с предприятием даже не средних, а больших размеров.

Власти расценили соглашение как важнейшее и знаковое: регион бурно развивается, и сотрудничество, направленное на поддержку местных предпринимателей в сфере электронной торговли, будет иметь накопительный эффект. Прирост числа южноуральских продавцов на маркетплейсе, по данным статистики, в 2023 году по отношению к предыдущему составил более 32 процентов, рост продаж - 131 процент. Но это лишь видимая часть айсберга.

- В этом году мы планируем запустить первую очередь, в следующем - остальные. Будем рады посетить область и обсудить вопросы, в том числе рассмотренные в рамках Креативной недели в Челябинске. Мы создадим в области не только этот центр, за ним последует рост малого и среднего предпринимательства. С нашим приходом МСП в регионе обычно увеличивается на два процента, растут вторые и третьи круги предпринимательства. Кроме того, мы поддерживаем и социальные проекты, - подчеркнула Татьяна Бакальчук.

Стройка начнется прямо сейчас, сообщают в руководстве региона, давая понять, что подготовительная работа велась "за кадром" и выход на соглашение не был спонтанным, ведь подобные решения обычно принимаются после серьезного анализа.

ЦИФРА

9 миллиардов рублей составит по новым расчетам стоимость инвестиционного проекта логистического центра