И самые близкие его коллеги в ответ на поздравления уже получили или вот-вот получат свой экземпляр. Накануне с согласия автора было позволено заглянуть в его книгу и "Российской газете".
Наш интерес понятен и легко объясним: академик Пешехонов - живая легенда отечественного кораблестроения, в 60-е годы - участник создания высокоточных средств навигации, с 1973-го - главный конструктор навигационных комплексов второго и третьего поколений для подводных лодок, тяжелых атомных ракетных крейсеров и корабельных измерительных систем.
В марте 1980 года, в рамках первого зимнего похода советской АПЛ к Северному географическому полюсу, о чем мы рассказывали в "РГ", Владимир Пешехонов был техническим руководителем испытаний специально созданного для таких целей навигационного оборудования. А всего под его руководством в ленинградском-петербургском ЦНИИ "Электроприбор" было разработано, создано на четырех заводах-смежниках и поставлено Военно-Морскому флоту более 70 навигационных комплексов. По оценкам коллег и главного заказчика в лице ВМФ, это позволило решить "задачи навигации и использования оружия во всех районах Мирового океана, в том числе приполюсных".
- Я знал практически всех генеральных конструкторов-подводников, - поделился Владимир Григорьевич в беседе со мной, когда почтенный юбилей - 95 лет - отмечал его старший коллега академик Спасский из ЦКБ "Рубин". - Главное - должны быть идеи. А с этим у Спасского все в порядке. Я, пожалуй, не знаю такого второго человека, у которого находились бы столь разные и продуктивные идеи. Причем во всех сферах деятельности - в производственной, научной, организационной, общественной… Смелость мысли и действий - вот что его характеризует. И реализм. Потому что не должно быть пустых мечтаний…
Эти же слова с полным правом можно адресовать и самому академику Пешехонову. Разница в возрасте у него со Спасским - восемь лет. Они полвека шли по жизни рядом. В один день получали в Кремле из рук президента Владимира Путина высшие знаки отличия: Игорь Спасский - Золотую Звезду Героя России, Владимир Пешехонов - Золотую Звезду Героя Труда. Одной командой держались в составе Петербургского научного центра, который теперь, в год 300-летия РАН, стал полноценным отделением, и академик Пешехонов в нем - заместитель председателя, руководитель объединенного научного Совета по прикладным наукам и технологическому развитию промышленности.
То есть опять на переднем крае.
А в отношении книги, что вышла к юбилею, автор объяснился уже в первых строках предисловия: это не личные воспоминания и не научная монография. "История и воспоминания присутствуют только в той степени, в какой они необходимы для пояснения основных событий, - уточняет академик Пешехонов. - Особенность нашего института заключается в том, что в основном решаются сложные наукоемкие задачи и роль ученых первостепенна. Ученым института посвящена эта книга".
По страницам книги В.Г. Пешехонова
Как ходили в высокие широты с "Медведицей-РТМ"
Работы с НК "Медведица-РТМ" велись почти непрерывно, ведущие разработчики комплекса и я больше времени работали на АПЛ, чем в институте. Условия на берегу были нормальные, на подводной лодке - достаточно суровые. Но я помнил свою первую командировку в Западную Лицу в 1964 году, когда проводили испытания на АПЛ первого радиосекстана "Самум", и видел большой прогресс.
Основные работы по комплексу выполнялись, когда АПЛ находилась в базе. На выходах в море мы наблюдали за работой аппаратуры в реальных условиях плавания. Для этого наряду с вахтой штурманской боевой части несли вахту сотрудники института. Я взял вахту, которую моряки называют "собакой", с 4 до 8 утра. Эта вахта считалась самой тяжелой, от экипажа ее нес командир АПЛ Сергей Иванович Русаков. Мне она нравилась тем, что это было спокойное время: все, кто не нес вахту, спали. С местом для сна было непросто - либо в "теплой" койке, где спят по очереди, либо на "самолетах" (листах фанеры) среди аппаратуры или на стеллажах с торпедами. Но мы были молоды и быстро приспосабливались к необычным бытовым условиям.
Наше участие иногда создавало трудности для экипажа, но конфликтов не было, и совместная работа шла продуктивно. Мы дорабатывали комплекс, штурманы (офицеры) и штурманские электрики (мичманы) из первых рук получали информацию от разработчиков и стали прекрасными специалистами по комплексу "Медведица-РТМ". С командованием дивизии и флотилии проблем тоже не было.
В институте было сложнее. Были люди, которых пугал ход работ, переместившихся на АПЛ, и они активно делились своими страхами, которым поддался начальник отдела Н.И. Федоров, и его пришлось освободить от этой должности. Генеральный директор Владимир Викторович Степанов несколько отстраненно (по крайней мере, внешне) наблюдал за ходом работ. Такую же позицию заняло и руководство главка Минсудпрома, но куратор нашего института Инга Борисовна Карпова верила, что мы справимся, и активно нас поддерживала.
Последний выход на государственные испытания был назначен осенью 1979 года, предполагался поход в высокие широты для проверки работы комплекса в квазигеографической системе координат. При движении подо льдом гидроакустики неожиданно услышали чужую подводную лодку. Она шла встречным курсом и, видимо, не ожидала кого-либо встретить. Вице-адмирал Евгений Дмитриевич Чернов, старший начальник на борту нашей АПЛ, приказал разбудить чужаков, послав активный сигнал, и началась увлекательная карусель погони. Завершив эту неожиданную встречу, мы продолжили путь в высокие широты, поработали в квазигеографии и отправились назад…
Что изменилось в годы перестройки
В годы перестройки возросла политическая активность, и произошло интересное событие. Редактор нашей многотиражной газеты Вера Татарникова как-то рассказала, что редакция одной из самых интересных газет того времени "Московские новости" хотела бы встретиться с каким-либо рабочим коллективом и готова для этого приехать из Москвы в Ленинград. Генеральный директор В.В. Степанов отсутствовал, я временно исполнял его обязанности и согласился провести эту встречу у нас (чисто рабочий коллектив не обещал, но производственный будет). Без трудностей при организации встречи, да и после нее, не обошлось, но зал был полон до предела, вопросов задали множество - ведь никогда у нас не были в гостях такие блестящие авторы во главе с главным редактором Егором Яковлевым. Мне запомнились экономист Гавриил Попов (в недалеком будущем первый мэр Москвы), писатели Борис Можаев и Юрий Корякин, исследователь творчества Достоевского Людмила Сараскина и бывший комсомольский деятель, а в те годы публицист Лен Карпинский. За эту встречу меня в обкоме КПСС повоспитывали, но без оргвыводов - времена изменились…
Как боролись за выживание института
… Вернулся из поездки в Израиль Золя Аркадьевич Слив, потрясший институт джинсовым костюмом и рассказавший, что его тетя занимает в Израиле чрезвычайно важный пост государственного контролера. В подтверждение привез газету со статьей о нарушении финансовой дисциплины посольством Израиля во Франции, обнаруженном главным контролером, и передаче материалов в суд. Главное же было в том, что тетя предложила Сливу познакомиться с единственной гироскопической фирмой Израиля - "Тамам". Мы недолго собирались и в конце апреля вылетели в Тель-Авив. Вход в "Тамам" охраняли автоматчики, но на территории мы перемещались свободно. В небольшом зале были представлены доклады. От нас выступил профессор С.П. Дмитриев, рассказавший о работах по математическому обеспечению задач навигации и последних достижениях в развитии методов нелинейной фильтрации. Израильская сторона представила доклад об обеспечении качества продукции. Эти доклады четко характеризовали разницу в ориентации фирм. Наш институт был ориентирован на достижение предельных точностных характеристик, "Тамам" - на требования рынка. Впрочем, понимание этого пришло к нам значительно позднее. Что стало понятно сразу, так это отличная организация производства на израильской фирме. На каждом рабочем месте использовалась вычислительная техника. Станочное оборудование нас не впечатлило, но трехкоординатная машина контроля геометрических размеров деталей, исключавшего человеческий фактор из контрольных операций, была бы для нас очень полезной. В дальнейшем при первой возможности мы такую машину приобрели. Был достигнут и конкретный результат - Виталий Викторович Постников получил контракт от фирмы "Тамам" на изготовление деталей для гироскопов. Поездка в Израиль дала нам море впечатлений. По магазинам мы не ходили - денег не было ни копейки, но посмотрели многое. Коллеги из "Тамама" организовали нам однодневную поездку в Иерусалим и на Мертвое море, а Тель-Авив мы исходили пешком.
Небольшой заказ мы получили в России, но тоже от зарубежной фирмы. Мне позвонил генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Дмитриевич Спасский. В бизнес-центре "Рубина" решили арендовать офис представители шведско-швейцарской фирмы "Тетрапак", производителя бумажной тары для жидкой пищевой продукции. Игорь Дмитриевич спросил у представителей фирмы, почему они не используют российских поставщиков деталей для станков по изготовлению упаковок, и предложил нашу организацию. Отобрали мы десять наиболее сложных деталей и оформили контракт. Когда заказ был выполнен и в "Тетрапаке" детали проверили, удивились: детали уложились в допуски, но все они отличались друг от друга. Для нас ничего удивительного не было - ручная доводка опытнейшими механиками, буквально чувствовавшими микроны. Российскую промышленность мы не посрамили, заказ выполнили, но серийное производство организовать при такой технологии было невозможно. Урок мы усвоили - работать на современном мировом рынке можно, только имея высокотехнологичное и высокопроизводительное оборудование.