Уральский перекресток

Развитие Свердловской области определяется инфраструктурной доминантой
В национальном рейтинге инвестиционного климата регионов России, итоги которого подвели на ПМЭФ, Свердловская область вошла в группу лидеров. Выгодное географическое положение, объединенные усилия местных властей и бизнеса - все это помогает региону стать одним из главных логистических центров страны. Инфраструктура - именно такую доминанту развития определили для Среднего Урала во время дней Урало-Сибирского макрорегиона в Москве.
Евгений Куйвашев уже в ближайшем будущем видит Свердловскую область одним из главных логистических центров страны.
Евгений Куйвашев уже в ближайшем будущем видит Свердловскую область одним из главных логистических центров страны. / Татьяна Андреева/РГ

- В послании Федеральному собранию президент подчеркнул важность расширения и ритмичной работы транспортного коридора, ведущего с севера на юг, связывающего Россию со странами Ближнего Востока и Азии. Наш проект "Сухой порт" - важное звено в решении этой задачи. Свердловская область, расположенная в самом центре России, имеет все предпосылки к тому, чтобы стать крупнейшим транспортно-логистическим комплексом, хабом международной торговли, - подчеркнул губернатор Евгений Куйвашев, выступая на выставке "Россия" на ВДНХ.

Сухопутный регион обзавелся портом, или крупнейшим грузовым хабом, необходимым для доставки грузов с Северного широтного хода и Транссибирской магистрали через Урал к Каспийскому морю, осенью 2022 года. С тех пор "Сухой порт" обрастает новыми "причалами" и логистическими площадками, к нему прокладывают все новые дороги, привлекая многомиллиардные инвестиции. В частности, самый большой в регионе ТЛЦ "Екатеринбург" планируют запустить уже к 2027 году, а к 2035-му загрузка логистических мощностей "Сухого порта" должна достигнуть 30 миллионов тонн.

Уже скоро закончится строительство участка федеральной дороги М-12, проходящего по Свердловской области: Москва, Казань, а впоследствии и Тюмень станут ближе к Екатеринбургу. В планах также новые объекты железнодорожной инфраструктуры.

Но магистральным логистическим направлением развитие Свердловской области, конечно, не ограничивается. Индустриальный и деловой центр УрФО поставил также цель стать студенческой и научной столицей. Участники Уральского межрегионального научно-образовательного центра только в прошлом году получили около 400 патентов на разработки по направлениям аэрокосмос, энергетика, индустриальная экология и т. д. Перспективный проект, который уже реализуется, - научно-производственная экосистема "Космос". Его ядром станет технопарк: в тесной кооперации с кампусом УрФУ он займется разработкой и выпуском радио- и микроэлектроники для авиации, космоса и робототехники, а заодно и подготовкой кадров для этой наукоемкой отрасли.

ОЭЗ "Титановая долина", которая возникла возле Верхней Салды, расширилась на Уктус, теперь прирастает новыми площадками - в Алапаевске и Сысерти.

- Резидентами ОЭЗ являются 25 компаний. В 2025-2026 годах на новых площадках появится девять промышленных предприятий. В Алапаевске станет развиваться металлургическая и машиностроительная отрасли, в Сысертском ГО будут сосредоточены предприятия легкой промышленности и логистические центры. Кроме того, на территории новой очереди расположится спортивно-индустриальный кластер. Область намерена развивать новую компетенцию - импортозамещение производства спортивного инвентаря, - рассказал исполнительный директор ОЭЗ Станислав Дорофеев.

Медицинская наука, образовательная площадка и современные медучреждения объединятся в медицинском инновационном кластере "Академический".

- Современная наука развивается быстро, а качественных опытных площадок не хватает. Поэтому существует разрыв цепочки "научное открытие - клиническая практика - внедрение новых лечебных технологий в практическую медицину", - объяснил необходимость создания инновационного кластера замминистра здравоохранения области Денис Демидов.

И, конечно, на выставке "Россия" говорили про объединение усилий соседних регионов ради взаимного развития и продвижения - но теперь уже в сфере туризма, вокруг Большой уральской тропы. Это пешеходный, водный, автомобильный и велосипедный туристические маршруты, охватившие пять субъектов РФ, а недавно получившие продолжение и на территории Казахстана. Они аккумулируют усилия властей, волонтеров, а также отельеров, владельцев кафе и ресторанов - проект, начатый энтузиастами, стал объединяющей идеей для бизнеса и любителей путешествий.

Комментарий

Никита Стасишин, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:

- Свердловская область - это регион, который по-настоящему зародил конкуренцию за качество проектов. Мы много ездим по стране и часто, приезжая в разные регионы, предлагаем посмотреть, что происходит на Урале.