Само наше слово "Троица" - древнерусская калька со слова греческого, то есть в России оно давно. "Бог Троицу любит", - эту пословицу как издавна бытующую у русских в 1853 г. зафиксировал Владимир Даль, и употреблялась она в случае, если что-то не ладилось. Вот тогда после двух неудачных попыток предлагалось сделать третью, кратко аргументируя - "Бог троицу любит". Уцелевшая в нашей обыденной жизни даже в годы атеизма, поговорка была своего рода осколком важнейшего христианского догмата, потому что увязывала Бога с числом три. Но ведь "Троица" - не просто цифра, это не "трешка", не "тройка", не "трио", и не "триумвират"... Что-то иное, раз для этого было найдено отдельное звонкое слово? И почему, кстати, говорят, что Бог Троицу именно "любит"? Что сакрального в цифре три, раз для нее наши предки нашли особое, такое ласковое и звонкое имя?
Ласковость в названии праздника неслучайна. В России День Святой Троицы любили, его отличала особая атмосфера. Может, из-за традиции украшать на праздник храмы: пол на Троицу в церквях устилают свежескошенной травой, между иконами ставят цветы, и даже сами иконы на Троицу одевают в оклады из березовых ветвей. И верующие стоят всю службу с ветками березы в руках, и священники на Троицу в зеленых одеждах.
Все это ликующе-цветущее убранство логично: в День Святой Троицы мы вспоминаем сошествие на апостолов Святого Духа, а Святой Дух называют "Подателем жизни", то есть той Божественной силой, которая превращает мертвенную материю в живое. Так что символика прозрачна: зелень привносит в церковную строгость не просто праздничность, она наполняет храм биением жизни молодого лета.
Праздник Троицы считают также и днем рождения Церкви. Ведь именно в этот день апостолы, исполнившись Святым Духом, смогли начать свою проповедь "о великих делах Божьих" среди разных народов - каждый апостол получил по жребию свой удел и начал апостольское служение (апостол - дословно с греческого означает "посланник").
Сначала давайте вспомним, что после Своего Воскресения Иисус Христос еще сорок дней пребывал с близкими, укрепляя их в вере. На сороковой день Христос вознесся на небо, пообещав, что пошлет в наш мир Дух Божий, который сойдет на учеников, давая им силу проповедовать благую весть о том, что Своим Воскресением Христос победил смерть. И вот через десять дней после Вознесения ученики Иисуса и Его Мать Мария собрались на молитву в одном из домов Иерусалима. Апостолов было по-прежнему двенадцать - вместо предателя Иуды двенадцатым избрали Матфея. И тут в закрытой комнате, в "Сионской горнице", как называет это место евангелист Лука, "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом". И явились апостолам "языки огненные... И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках".
Ветер, огонь, шум небесный были видимыми знаками, сопровождающими явление Святого Духа. При сошествии на апостолов Святого Духа они получили особые дары: дар разговаривать на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божиих. Евангелист Лука приводит такую деталь: когда после сошествия на них Святого Духа ученики Христа заговорили на разных наречиях, нашлись такие, кто стал насмехаться над апостолами, говоря: "Они напились".
Но тут поднялся Петр и начал проповедь. Слова Петра о Христе, Его Воскресении из мертвых так подействовала на всех, что люди стали спрашивать: "Что же нам делать?" И Петр ответил: "Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и Вы получите дар Святого Духа". Уверовавших и принявших крещение в тот день оказалось три тысячи. Так вот, День Святой Троицы - это день, когда миру видимым образом: шумом с неба, ветром, огненными языками пламени было явлено Третье Лицо Триединого Бога - Святой Дух.
Рассказывать о празднике Троицы и остановиться только на бытовой и событийной стороне дня - значит погрешить против истины и не уважать своего читателя. При этом догмат о Триединстве Бога - один из главных догматов христиан - тема десятков богословских томов. А еще камень преткновения для многих. Как так: "Бог един и одновременно в Трех Лицах: Отец, Сын Иисус Христос и Святой Дух?" Этот вопрос смущал людей и в III веке по Рождеству Христову, и в наши дни. Человек, являясь творением, не способен объять своего Творца. Но аналогии, которые бы позволили приблизиться к пониманию Троичности и Триединства Бога, то есть Троицы, найти возможно.
Раньше вспоминали про три агрегатных состояния воды, находящихся в одном кувшине: пар, жидкость, лед - и все это вода. Сейчас чаще рассказывают про дуализм электрона, который и частица, и волна одновременно. Этот пример, конечно, точнее - здесь уже присутствуют и такие качества как нераздельность двух качеств электрона, и неслиянность его волной природы с его корпускулярными свойствами. В сети ходит шутка, когда преподаватель говорит запутавшемуся в определении Троицы семинаристу: "Уж если мельчайшему элементу материи современные физики позволили быть и частицей, и волной одновременно, то уж и вы, будьте так добры, позвольте Творцу всей вселенной быть Единым и Нераздельным в Трех Лицах!"
"Один наш известный математик, - вспоминал академик Б.В. Раушенбах, физик-механик, - сказал что-то неуважительное о богословии: дескать, какая глупость, что три - это одно". И тогда академик напомнил коллеге про вектор, который в пространстве имеет три проекции, три координаты, что никак не мешает вектору быть единым и целостным. И оппонент был сражен: "Господи, об этом я и не подумал!"
"В теологию меня привели споры вокруг христианской Троицы, - делился позже академик Б. В. Раушенбах, не только один из основоположников советской космонавтики, но и автор книг по теологии. - Как человеку науки мне было непонятно триединство Троицы, и я захотел опровергнуть этот кажущийся абсурд. Но... понятие Троицы казалось логически безупречно. Так что, размышляя над Троицей, я, по сути, занимался математикой".
Поразительно, но величайшая тайна, которой богословы посвящают тома - Триединство Бога, была воспринята русским народом невероятно органично, без каких-либо умствований и колебаний, и это свидетельствовало, как считал Д. С. Лихачев, о необыкновенной душевной чистоте нашего народа. Поразительная гармония и естественность образа Троицы Андрея Рублева (список иконы был в каждом храме) не столько определил, сколько с гениальной точностью уловил целомудренную строгость отношения русских к великой тайне Бога - Его Триединству.
Тот, кто хоть раз был на богослужении Троицы в храме, на всю жизнь запомнит весеннее буйство зелени, благоухание трав, смешанное с запахом церковного ладана и всеобщую приподнятость настроения. Кстати, цветы, отстоявшие вместе с нами службу Дня Святой Троицы, принято потом, высушив, бережно хранить - до следующего праздника.
А может, народ любил Троицу за то, что весь день был ликующим жизнеутверждением Животворящей силы Святого Духа. Сразу после праздничного богослужения радость выплескивалась за стены храмов - в леса, в поля, к речке: народ гулял. Не в сегодняшнем смысле, когда "гулять" означает пьянствовать. Ничего подобного. Да, угощениям на Троицу уделялось большое внимание: заранее к Троице готовили не только ветки березы, выращивали пионы, ландыши, заранее пекли пироги - тоже с зеленью, например, с первым лучком и крапивой. Стол был пышным, праздничным, а вот пьянства не было.
Троицын день был праздником общения, объединения радостью: начавшееся лето обязывало к работе, но Троицын день - праздник, когда работать грех. А вот общаться самое время. Уже завтра, 24 июня, в Духов день, и тоже праздник, отдельно посвященный именно этой Третьей Ипостаси Триединого Бога - Святому Духу, после утренней службы крестьянину надо будет возвращаться к неотложным делам по хозяйству. Но на Троицу никто не работал - общались. Объединенные радостной тайной - явлением миру Богом Своих Лиц.