Эксперименты ученых доказали, что Меркурий может быть кладовой алмазов

25.06.2024 / 12:34
istock
На ближайшей к Солнцу планете - Меркурии - может находиться несметное количеств алмазов. Во всяком случае, на порядки больше, чем на Земле. Там для подобного клада есть все условия, сообщают ученые Китая и Бельгии в журнале Nature Communications.

Такой вывод они сделали, смоделировав в лаборатории условия, которые существовали на Меркурии четыре миллиарда лет назад, когда его покрывал огромный океан магмы, металлическое ядро было расплавленным и небольшим. Но главное, что на Меркурии содержатся огромные запасы углерода в виде графита. Все эти знания были добыты тремя экспедициями к планете, в частности, американского зонда MESSENGER.

Как известно, на Земле алмазы появляются из чистого углерода на глубине около 150 километров. Их образование происходит на протяжении миллионов или даже миллиардов лет в расплавленной породе мантии, где давление и температура позволяют преобразовывать углерод в это богатство.

Авторы нового исследования предположили, что нечто подобное должно происходить и на Меркурии. Как конкретно? Взяв смесь из химических соединений, ученые воссоздали "меркурианский материал". Затем полученный образец поместили под пресс из графитовой наковальни с высоким содержанием углерода и раздавили под давлением в семь гигапаскалей, после чего нагрели почти до 2000 градусов. Ученые посчитали, что условия, которые они создали во время эксперимента, идеально подходят для образования алмазов. И что именно так и происходило в недрах планеты все эти миллиарды и миллионы лет.

Вначале алмазы появились в расплавленном металлическом ядре Меркурия и, вероятно, оставались стабильными в океане магмы. Но когда "сердце планеты" стало остывать и превращаться в твердое, запустился процесс кристаллизации. Алмазы начали подниматься ближе к поверхности и "осели" между металлическим ядром и мантией. В результате образовался алмазный слой, который на протяжении миллионов лет становился только толще. Сегодня его толщина может достигать 200 метров и составлять около одного процента от общей массы планеты (подробнее в журнале Naked Scienсe).