Экспедиция Росгидромета в эти дни проводит мониторинг радиоактивного загрязнения в Белом и Баренцевом морях - исследования начались на борту научно-исследовательского судна "Иван Петров". В составе группы ведущие российские специалисты по наблюдению за радиоактивным следом из научно-производственного объединения "Тайфун" Росгидромета, сотрудники Северной гидрометслужбы, а также студенты университетов Санкт-Петербурга.
Задача - узнать, как изменилось состояние окружающей среды на арктических территориях в районах объектов с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами, в том числе затонувших атомных подводных лодок. Среди них, к примеру, АПЛ К-159, ушедшая на дно в 2003 году вблизи острова Кильдин во время буксировки из бухты Гремиха для утилизации на судоремонтном заводе Снежногорска.
Карта морских исследований Росгидромета проходит через горло и Двинской залив Белого моря, Карские Ворота, Югорский Шар. Работы ведутся также в открытой акватории Баренцева моря. Плюс к этому прибрежный мониторинг - он будет выполняться на заполярных станциях Росгидромета в Печорском море. Сейчас исследователи отбирают пробы морской воды на разных глубинах, образцы донных отложений и аэрозолей. После этого ученые проверят весь материал на содержание техногенных радионуклидов, а в дальнейшем выяснят уровень радиоактивного загрязнения окружающей среды.
В июне команда исследователей и ученых Товарищества поморского судостроения отправилась из Архангельска на карбасе в исчезнувшую с карты России "златокипящую Мангазею" - пушную столицу Сибири XVII века. Под парусами и на веслах участники плаванья преодолеют три тысячи километров по следам архангельских поморов. Самый трудный и опасный поморский ход пролегает через Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волок.
Первый этап экспедиции стартовал в прошлом году. Как рассказал "РГ" руководитель экспедиции Евгений Шкаруба, летом 2023 года в Архангельске и Москве архангельские мореходы сшили еловой вицей - без гвоздей - традиционный поморский карбас "Матера", а затем прошли на нем от Великого Устюга до Архангельска по северным рекам. Главная идея нового этапа экспедиции - преодолеть весь путь до Мангазеи под парусами и на веслах без мотора.
Карбас уже превратился в плавучий лекторий-музей. Наследники поморов-первопроходцев останавливаются в деревнях Белого моря, рассказывают детям и взрослым об истории освоения Севера и Сибири, а также о том, как по старинным технологиям сшить лодку.
Проект "Мангазейский морской ход - Плавучий лекторий" проводится совместно с Президентским фондом культурных инициатив, министерством культуры Архангельской области и Северным (Арктическим) федеральным университетом. Домой мореходы возвратятся в конце августа.
Тем временем ветеран высоких широт "Михаил Сомов" в Архангельск уже вернулся. На его борту в столицу Поморья прибыл экологический десант - 20 участников студенческого экспедиционного корпуса "Команда Арктики" из разных регионов России провели весеннюю уборку четырех территорий Арктической зоны РФ. Среди них - Зимнегорский Маяк и остров Моржовец в Белом море, мыс Канин Нос, разделяющий Белое и Баренцево моря, а также остров Колгуев на востоке Баренцева моря.
Добровольцы из разных городов России не только собирали мусор - волонтеры помогали полярникам в научных исследованиях, проводили маркировку туристических маршрутов, обустраивали территории высокоширотных станций. Очередную экспедицию "Команды Арктики" организовали губернаторский центр Архангельской области, экологическое движение "Чистый Север - чистая страна", Северная гидрометслужба и Российский технологический университет.
Правда, в этом году наведению чистоты мешала затянувшаяся зима. Если на побережье Белого моря снег в июне уже сошел, то в НАО на самом северном острове волонтеров - Колгуеве - сугробы лежали до середины месяца.
После высадки волонтерам пришлось пробиваться на полярную станцию с лопатой. Работы здесь было достаточно. К примеру, скопились неисправные дизели, которые требовали серьезного ремонта: необходимо было вытащить генераторы к вертолетной площадке, чтобы переправить их на борт "Михаила Сомова" и далее в Архангельск. Справились, хотя весили "неваляшки" как белый медведь - почти тонну. Пришлось вспомнить о древних технологиях: с помощью ломов волонтеры поставили дизели на подготовленные заранее трубы и выкатили их к вертолетной площадке.
Добровольцы помогли зимовщикам восстановить оборудование, разгрузить продукты и топливо, которые "Михаил Сомов" привез на метеостанции в Архангельской и Мурманской областях, а также в НАО - во время июньского рейса он доставил для следующей зимовки 600 тонн жизненно важных грузов.