Рашид Фагимович, как в Поволжье началось развитие профессионального композиторского искусства?
Рашид Калимуллин: Первый благодарный поклон мы должны сделать Салиху Сайдашеву, ставшему первым профессиональным татарским композитором. Второй поклон мы делаем в сторону композитора Назиба Жиганова, создавшего систему музыкального образования. Было непросто привить европейскую академическую музыку там, где музыкальные корни совершенно противоположны явлениям, воспитавшим эту культуру в Европе.
Казань и ее окрестности жили в культурной инерции, сформированной исламом, где музыка, преимущественно восточная по своему происхождению, не приветствовалась как таковая и являлась атрибутом развлечения знати. Благодаря усилиям Петра Великого в Россию стала проникать европейская музыка, которую везли хорошо оплачиваемые гувернеры и гастролеры.
С началом христианской миссии в Казанскую губернию просачивается хоровая музыка православных обрядов. В домах знати начинают звучать романсы и пьесы европейских и русских композиторов. Свою лепту в культурные влияния вносят две мировые войны. Солдаты возвращаются с далеких фронтов, принося с собой новые песни, новые интонации.
А с какого момента музыкальная история Казани начинает оформляться в виде театров и учебных заведений?
Рашид Калимуллин: В 1791 году в Казани открывается оперный театр. Постепенно появляются частные музыкальные школы. В 1804 году открывается Казанский университет, а в 1904-м - музыкальное училище, где преподают выпускники Петербургской консерватории. В 1906-м открывается татарский театр, в котором с 1922 года музыкальным руководителем и дирижером работает Салих Сайдашев, написавший первые музыкальные драмы.
После революции многое пришлось начинать Назибу Жиганову, взявшему на себя создание Союза композиторов. Работать приходилось не в самой благоприятной обстановке. Жиганов основал консерваторию, специальную музыкальную школу для одаренных детей, Союз композиторов и симфонический оркестр, а также возродил оперный театр.
Попробуем подытожить результаты первых лет работы Союза.
Рашид Калимуллин: В "Кратком обзоре деятельности Союза советских композиторов Татарии (1940-1947 гг.)" отмечается, что только за первые семь лет существования было создано десять опер, четыре балета, три музыкальные комедии, три симфонии, два струнных квартета, несколько кантат и сюит, два концерта и более 150 песен. Опера Назиба Жиганова "Ильдар", поставленная в Казани в 1942 году, явилась первой советской оперой на тему Великой Отечественной войны.
Союз композиторов был храмом избранных, где проходило обсуждение творческих замыслов, звучали призывы еще больше и еще лучше писать музыку для народных масс. Татарская профессиональная музыка стала наполняться операми, балетами, симфониями и ораториями, прославляющими строй и его лидеров. На пленумах Союза композиторов звучала музыка Назиба Жиганова, Александра Ключарева, Фасиля Ахметова, Анатолия Луппова, Бориса Трубина, Александра Миргородского, Рафаэля Белялова, Анвара Шарафеева, Лоренса Блинова, Леонида Любовского, Луизы Хайрутдиновой, Шамиля Шарифуллина.
Для такого широкого фронта работы необходимы соратники?
Рашид Калимуллин: 11 февраля 1939 года был организован Союз композиторов ТАССР, ставший третьим в РСФСР после Москвы и Ленинграда. В первый состав Союза вошли композиторы: Назиб Жиганов, Александр Ключарев, Мансур Музафаров, Салих Сайдашев, Джаудат Файзи, Загид Хабибуллин, Фарид Яруллин, Василий Виноградов и Юрий Виноградов, а также музыковед Халима Терегулова. Это были высокопрофессиональные композиторы, получившие образование в Московской консерватории и Гнесинском институте.
Международное признание к сообществу композиторов Татарстана, насколько я знаю, пришло с вашими произведениями.
Рашид Калимуллин: В 1987 году мое сочинение, тогда еще молодого композитора, аспиранта профессора Казанской государственной консерватории Анатолия Луппова, было удостоено первой премии на престижном композиторском конкурсе в Дрездене. Сразу вслед за этим я получил первую премию в конкурсе в Вене. Тогда это воспринималось как чудо, конкурсов было мало, и никто, кроме столичных выпускников, не удостаивался внимания международного жюри.
Возможно, это повлияло на решение композиторов Алмаза Монасыпова, Мирсаида Яруллина и Бориса Трубина предложить мне в 1989 году возглавить Союз композиторов Татарстана. До меня 12 лет его возглавлял композитор Мирсаид Яруллин, много сделавший для развития композиторского мастерства в регионах и поднявший уровень композиторства в Поволжье. На его Фестиваль музыки композиторов Поволжья и Приуралья приезжали композиторы со всего Советского Союза.
Мы создали в 1993 году Международный фестиваль современной музыки "Европа - Азия". Впервые в постсоветском пространстве был создан фестиваль, где полновесно звучала современная музыка со всего мира в исполнении лучших музыкантов. Этот фестиваль до сегодняшнего дня является площадкой для повышения композиторского мастерства композиторов России и зарубежья. В 2022 году прошел XV фестиваль. Он проводился в Казани, Москве, Санкт-Петербурге и Вьетнаме.
В 1999 году Союз композиторов Республики Татарстан стал членом Международной ассоциации современной музыки (ISCM) со штаб-квартирой в Амстердаме. В 2015 году Союз композиторов РТ был принят в Лигу азиатских композиторов (ACL) со штаб-квартирой в Токио. Уровень композиторов Татарстана дорос до международных сцен. Сейчас произведения многих наших молодых композиторов исполняются по всему миру.
И вы поставили своей целью сделать татарскую музыку частью мировой профессиональной музыки?
Рашид Калимуллин: Союз активно занялся продвижением наших музыкантов и композиторов. Музыка композиторов Татарстана зазвучала в лучших концертных залах Лондона, Берлина, Стокгольма, Рима, Ватикана, в большинстве стран Европы, в странах Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии.
Как вы оцениваете деятельность Союза за прошедшие годы?
Рашид Калимуллин: Новейшая история Союза композиторов обозначена яркой деятельностью десятков молодых композиторов. Сейчас многие из них успешно работают в театральных жанрах, пишут мюзиклы, балеты, оперы. Надо отметить Резеду Ахиярову, Лилию Тагирову, Миляушу Хайруллину, Радика Салимова, Эльмира Низамова.
Союз занимается издательской деятельностью, мы популяризируем и сохраняем для грядущих поколений нашу музыку. Композиторы активно сотрудничают со всеми музыкальными творческими коллективами и организациями республики.
Сегодняшний наш коллектив не просто композиторы, это музыканты-мультиинструменталисты, исполнители, готовые к вызовам времени. Каждый имеет свое лицо, свой почерк. Деятельность нашего Союза стала камертоном для татарских музыкантов и деятелей культуры в целом.