Мое открытие Китая
Рубрика:В мире
27.06.202417:12

Игорь Черняк, 1-й заместитель главного редактора "РГ": Перемены произошли на моих глазах

Был в Китае в 1996 - 2024 гг.

Я люблю Китай, был там много раз. А впервые прилетел в 1996 году на авиасалон в Чжухае, который тоже оказался первым в китайской истории.

Помню свое недоумение. Ни в одном из редких тогда отелей Чжухая не оказалось свободных мест, и нашей делегации пришлось поселиться в соседнем "капиталистическом" Макао, каждый день ездить на выставку на автобусе туда-обратно через границу, отстаивая огромные очереди. До сих пор храню тот свой паспорт, украшенный двумя десятками красных штампов, которые ставились каждый раз при пересечении границы.

Но это еще ладно. Раз мы с коллегой решили своими глазами, не из автобуса, посмотреть, наконец, что же представляет из себя этот таинственный Чжухай. Перешли границу, прошли несколько слабо освещенных улиц и пару небольших рынков, и - заблудились. Оказалось, это была катастрофа. Все указатели - только на китайском. "Извините, где Макао?", "Sorry, where is Makao?" - напрасно приставали мы к прохожим, многие из которых были одеты в одинаковые серые френчи, похожие на тот, что носил товарищ Мао. Но никто из жителей Чжухая ни по-русски, ни по-английски не говорил. Более того, при виде иностранцев многие испуганно шарахались в сторону. Ничего не изменилось и после того, как кто-то из нас вспомнил, что Макао в Китае называют Аомынь - местные жители по-прежнему нас не понимали.

Смеркалось. Мы нервно метались по темным улицам и уже готовились заночевать где-нибудь под мостом, как вдруг наткнулись на сверкающий огнями недавно построенный отель. И - о чудо! - парень на ресепшн знал несколько слов по-английски. Он-то и оказался нашим спасителем.

С тех пор авиасалоны в Чжухае проводятся каждые два года, я летал на многие из них, и своими глазами мог наблюдать, как с каждым разом меняется жизнь в Китае.

Через два года френчи "а-ля Мао" практически исчезли, чиновники, которых на выставке было много, перешли на европейские костюмы. Помню, наши улыбались - привычки носить их у китайских коллег не было, потому брюки они не подшивали и те нередко волочились по полу. "Лейбл" на правом рукаве с названием фирмы, выпустившей костюм, они тоже не отпарывали - наоборот, ходили по павильонам, гордо выставляя его напоказ. Но уже через два года костюмы сидели на наших китайских товарищах безукоризненно, причем были пошиты "с иголочки" и от лучших европейских производителей. Вместо велосипедов и мотоциклов на дорогах появились самые современные автомобили.

С каждым приездом мы встречали все больше тех, кто говорит по-английски, заметно улучшился русский язык переводчиков. Мне показалось, более открытыми и свободными стали и коллеги-журналисты.

В Китае приходилось бывать в Пекине и Шанхае, на Хайнане и в Циндао, в Сиане, Кашгаре, Урумчи, Гонконге, Гуанчжоу, Шэньчжэне, Чэнду, Лхасе. Но перемены ярче всего я наблюдал в том же Чжухае. На моих глазах за неделю там практически построили многоэтажный дом - каждое утро можно было наблюдать из окна, как он рос. Практически на моих глазах из небольшого сонного городка, где когда-то нам невозможно было найти нормальную гостиницу, вырос красивейший современный мегаполис, 2,5 млн жителей. С живописными парками и просторными проспектами, что особенно бросается в глаза, когда приезжаешь из тесного душного Гонконга. А многокилометровые мосты, уходящие далеко в море к Макао и Гонконгу и поражающие воображение? А эти колоссальные масштабы - когда мы ехали из Чжухая в Гуанчжоу, не смогли определить, где заканчивается один город и начинается другой. А между ними, между прочим, 125 километров. Или подземный рынок у границы с Макао, чем-то напоминающий торговый центр "Охотный ряд" под Манежной площадью - гордость мэра Москвы Лужкова, но только раз в 20 больше...

Роботы в коридорах отелей, бесшумные электромобили с зелеными номерами на улицах, поезда, летающие со скоростью 350 км/ч, и прототипы, уже тестирующие скорости до 1000 км/ч, беспилотники, выполняющие десятки видов" мирных" работ, космические аппараты, один из которых недавно приземлился на обратной стороне Луны, "оплата ладонью" в магазинах, проход в аэропорт "по лицу" и другие современные технологии - достижения КНР за последние 30 лет можно перечислять долго.

И Китай продолжает поражать и ошеломлять. Остается пожелать, чтобы он развивался не только стремительно, но и гармонично, на благо миллионов своих граждан, и служил примером воплощения идей равноправия и социальной справедливости для остального мира.

Парк "Окно в мир" в Шэньчжене когда-то меня просто поразил. Это сейчас подобные парки пооткрывали по всему миру и ими уже особо не удивишь, а тогда, в середине 1990-х он казался фантастикой. Ну представьте - огромная зеленая территория, на которой местные умельцы скопировали 130 "чудес света" из разных стран. Причем все копии выполнены в строгом соответствии с оригиналами, только в разных пропорциях: от 1:1 до 1:15. Эйфелева башня, к примеру, сделана точь-в точь как в Париже в масштабе 1:3, причем в ней есть даже такой же лифт, поднимающий на смотровую площадку на самом верху.
И если копии Зимнего дворца, Тадж-Махала или Статуи Свободы просто удивляли точностью деталей, то попробуйте скопировать африканский водопад Виктория. А китайцы смогли, причем у меня есть фото на фоне и оригинала, и копии - не каждый увидит разницу.
Водопад Виктория. Фото: Игорь Черняк
Памятник отцам-основателям США. Фото: Игорь Черняк


Поделиться