На заре карьеры: как система образования Липецкой области отвечает на вызовы времени

На заре карьеры: как система образования Липецкой области отвечает на вызовы времени

Текст:
Анна Скрипка
Выпускной бал "Липецкие зори" яркий и знаковый рубеж для вчерашних школьников: детство закончилось, начинается взрослая жизнь. Ребятам, преодолевшим испытание волнительными экзаменами, открывается интересный путь профессионального становления. Он может быть разным, но самое главное - липецкие выпускники полностью к нему готовы.
Фото: Пресс-служба Липецкой области

Уроки без звонков

Народная мудрость учит "не работать ни дня", если выберешь профессию по душе, а педагоги в липецких школах - сделать этот самый выбор, причем задолго до выпускных экзаменов.

В торжественные дни последних школьных праздников и учителя, и родители отмечают самые важные элементы профориентации. Незаметно, но так эффективно в этом отношении сработала сеть профильных классов. Казалось бы, какое значение имеет акцент на углубленном преподавании предметов аграрного, медицинского или айти-профиля? Оказалось, судьбоносный. Большинство учеников, осознав тонкости той или иной профессии, выстроили собственную карьерную траекторию, при этом отвечая на потребности работодателей. Так, только аграрных классов в регионе пять. Помимо них будущие профессионалы в постоянно развивающемся АПК постигают азы сельскохозяйственных наук в двух группах. В шести инженерных классах учатся свыше ста школьников, и помимо них открыты еще и железнодорожный, аэрокосмический, инженерно-технологический классы. Педагоги уверены: самое важное - даже не постижение тонкостей определенных наук, а формирование особого мышления - мышления инженера. Для этого пять лет назад в Липецке открыли профильную инженерно-технологическую школу №27.

К тонкостям сельскохозяйственного производства юных липчан приобщают со школьной скамьи Фото: Пресс-служба Липецкой области

Профильные классы - это еще и значимый фактор поддержки при поступлении в вузы, и высшая школа активно им пользуется. В Липецком государственном педагогическом университете имени Семенова-Тян-Шанского открыт класс психолого-педагогической направленности, в Липецком государственном техническом университете - класс с углубленным изучением физики и математики. Вместе с почти полутора сотнями Центров образования цифрового и гуманитарного профилей, естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в сельских школах все это - прочная платформа для дальнейшего плодотворного обучения по конкретным специальностям.

Значительная часть выпускников школ уходит в техникумы и колледжи, и их можно понять. Почти четыре десятка современных мастерских, оснащенных по последнему слову техники лаборатории и проекционные аудитории, интересная и реалистичная база для практики - все это по-настоящему увлекает липецкую молодежь. В рамках федерального проекта "Профессионалитет" в регион созданы производственно-образовательные кластеры "Металлургия" и "Цифровое машиностроение": в регионе, где металлургический комбинат долгие десятилетия остается флагманом промышленности, такие преобразования позволяют поддержать престиж металлургической профессии. Цифровое машиностроение, в свою очередь, отрасль сравнительно новая. Но когда третья площадка особой экономической зоны приобретает машиностроительную специализацию, а в промышленности региона формируется такой же кластер, вчерашние школьники не могут не выбрать связанную с ним профессию.

Инновации липецких школьников всегда находят поддержку. Фото: Пресс-служба Липецкой области

"Я б в айтишники пошел…"

Музыкальные выпускные еще не отгремели, а профессиональные учебные заведения уже начали приемную кампанию. В Липецкой области она полностью подчинена долгосрочному прогнозу потребности в кадрах: в регионе есть такой цифровой продукт, который позволяет просчитать, сколько специалистов каждой из профессий нужно будет тому или иному работодателю через несколько лет. Вслед за этим идет коррекция не только контрольных цифр приема в техникумы и колледжи, но и самих программ подготовки кадров. Операторы станков ЧПУ, токари, сварщики, слесари, сантехники, специалисты по телекоммуникационным и автоматизированным системам… перечень нужных профессий на слуху и у молодежи, и у родителей вчерашних школьников. И всем известно: места для обучения невостребованным специальностям сокращены почти на полторы тысячи. Это, к слову, спасенное время для сотен молодых липчан: они не потратили его на ненужное образование.

Повсеместная липецкая цифровизация требует все больше и больше профильных специалистов. И подготовкой их займется скоро уникальное в своем роде учебное заведение - "Школа 21". Липецкая область может гордиться тем, что стала одним из первых регионов, где Сбер решил открыть своей образовательный проект и вести подготовку программистов, ML-инженеров, инженеров по разработке, менеджеров ИТ-проектов, аналитиков, junior- и middle- разработчиков.

Цифровое образование, конечно, только "Школой 21" не ограничивается: в регионе, как говорят сами программисты, целая вселенная для этого. Федеральные "Айти-кубы" и свои, аутентичные липецкие площадки "IT-bit", профильный молодежный центр на базе лагеря "Прометей" и масса смежных образовательных платформ… все это только стимулирует юных липчан развиваться в востребованном экономикой направлении.

У липецких школьников есть все условия для научной работы. Фото: Пресс-служба Липецкой области

Учить и лечить

Однако, не экономикой единой трансформируется кадровая политика в Липецкой области. Социальная сфера -не менее важный приоритет.

Нехватка медицинских кадров - проблема каждого российского региона. И пока где-то ее решают исключительно федеральными инструментами, в Липецкой области создают свои. Здесь в числе первых поняли, что привлекать в глубинку только молодых, начинающих врачей нельзя и ввели губернаторскую выплату, 1,5 млн. для приезжих врачей. Сейчас подъемные получают врачи, вернувшиеся в регион или перешедшие работать в государственные клиники из частных. Докторов, которые несмотря на служение пациентам отдают свои силы еще и науке, тоже ждут в Липецкой области: для обладателей степени доктора медицинских наук предусмотрена выплата в пять миллионов рублей. И это помимо широкого спектра других преференций.

Но где учиться молодым липецким медикам? До недавнего времени глава региона Игорь Артамонов выстроил целую систему профориентации: 24 медицинских класса в школах, профильный образовательный кластер, целевые направления на обучение в вузах других регионов, и вот, наконец, своя собственная, липецкая площадка для обучения врачей. На полях ПМЭФ с ректором Российского университета медицины Олегом Янушевичем было подписано соглашение об открытии филиала вуза в регионе. Спектр подготовки широк: здесь будут обучать педиатров, терапевтов, неврологов, офтальмологов, ревматологов, хирургов, неонатологов, анестезиологов, акушеров-гинекологов, онкологов - словом, тех врачей, потребность которых в регионе ощущается острее всего.

Педагогическая сфера - еще один приоритет. Для подготовки педагогов в регионе выстроена собственная эффективная система, однако растущая важность роли учителя диктует свои правила. Талантливых педагогов поощряют не только постоянным и планомерным ростом заработной платы, региональными надбавками за классное руководство и воспитательную работу: в регионе сформировалась система поддержки молодых учителей. Например, уже почти 350 специалистов, которые пришли работать в школы сразу после университета, получили по 120 тысяч рублей. Им же полагаются надбавки в течение первых пят лет работы, размер которых зависит от стажа и нагрузки.

Однако поддержка педагогов лишь финансовой составляющей не ограничивается. Липецкий проект "Социальный патронаж" не только для учителей, а для всех сотрудников сферы образования, позволяет не только адаптироваться к рабочим нагрузкам молодым педагогам, но и избежать профессионального выгорания опытным учителям. Такая поддержка, как отмечают сами преподаватели, дорогого стоит. Скоро к системе "Социальный патронаж" подключат и специалистов детсадов и учреждений дополнительного образования, преподавателей техникумов и колледжей. Чтобы комфортно и интересно было не только учиться, но и учить.