28.06.2024 17:41
Поделиться

Эксперты оценили перспективы иска прокуратуры к оператору связи в Ленобласти

Прокуратура Ленинградской области решила призвать одного из мобильных операторов к ответу за телефонное мошенничество. В суд направлен иск о взыскании с этой компании денежных средств, похищенных аферистами у 84-летнего жителя региона, а также компенсации морального вреда. Надзорный орган утверждает, что такой способ защиты прав пострадавших от криминальных звонков применяется впервые.

Название оператора, сумма ущерба и другие подробности пока не разглашаются. Но прокуратура региона делает акцент на том, что пожилому человеку звонили из-за границы, однако номер искусственно подменили на российский. А по закону оператор связи в таких ситуациях обязан прекратить оказание услуг, то есть не пропустить зарубежный вызов в свою сеть. За невыполнение этого требования ему грозит административная ответственность по статье 13.2.1 КоАП РФ. Кроме того, бездействие оператора можно трактовать как ненадлежащее оказание услуг связи и причинение материального ущерба абоненту, утверждают в ведомстве.

Телефонное мошенничество - беда всех регионов. В Петербурге и Ленобласти от него особенно страдают пожилые люди. Они легче поддаются на уловки аферистов, а те уводят у них все сбережения, да еще вынуждают брать кредиты. 73-летнюю жительницу города Сосновый Бор обманом заставили даже продать квартиру - за полгода "обработки" она отдала преступникам 13 миллионов рублей. Сейчас в Северной столице орудует группа телефонных мошенников, которая целенаправленно обманывает блокадников и ветеранов. Им сообщают о якобы поступивших от города выплатах и выманивают данные банковских карт.

Опрошенные корреспондентом "РГ" юристы сообщили, что судебная практика по статье 13.2.1 КоАП РФ уже существует, хотя и небольшая. Сама норма введена относительно недавно - в 2022 году.

- С 2023-го зафиксированы судебные акты о привлечении к ответственности организаций со штрафом от 500 тысяч рублей, - отмечает адвокат компании "РосКо" Станислав Мельник. - Не все операторы связи выполняют требования законодательства о неизменности номера входящего звонка, что приводит к судебным разбирательствам. По-видимому, за время действия новеллы удалось адаптировать административный аппарат для выявления таких нарушений. Тем самым преступным группам нанесен сокрушительный удар, поскольку именно подмена номера помогала мошенникам воздействовать на своих жертв.

Основной тезис судебных решений по таким делам сводится к тому, что оператор связи не препятствовал осуществлению соединения, обеспеченного иностранными провайдерами с территории зарубежного государства и с подменного номера, поясняет адвокат Мартин Зарбабян. По его мнению, требование прокуратуры Ленобласти в случае положительного исхода может привнести такой способ восстановления прав абонентов в широкую практику.

- Потребитель находится в абсолютной технологической зависимости, он беспомощен, если видит на экране вызова российский номер, - считает председатель комиссии Гильдии российских адвокатов по защите и безопасности бизнеса Олег Матюнин. - И для гражданина одинаково плохо, когда фальшивый номер используется при совершении звонков из-за границы или с российской территории. Безусловно, закон должен требовать максимум содействия и участия от оператора связи, а также всех организаций, причастных к функционированию наших мобильных сетей.

Перспективы у иска, поданного прокурором Ломоносовского района Ленобласти, довольно хорошие, считает директор компании "Закон З-v" Анастасия Шаронова. По ее мнению, суд вполне может принять решение в пользу пожилого человека и взыскать денежные средства с оператора. Участие прокуратуры повышает шансы на успешное разрешение дела. Если статья 13.2.1 КоАП РФ до сих пор не получила широкого распространения, то из-за недостаточности доказательств или жалоб со стороны потерпевших, полагает эксперт.

- Эта норма затрагивает достаточно сложные технические вопросы прохождения вызова, - подчеркивает юрист компании "Финансово-правовой альянс" Евгения Боднар. - Кроме того, она принуждает операторов связи блокировать подменные вызовы, но никак не решает вопрос финансовых потерь граждан. Поэтому прокуратура и подала иск о взыскании денежных средств с компании в пользу пожилого человека. В суде надо будет доказать причинно-следственную связь между бездействием оператора связи и убытками потребителя. А оператору придется доказывать отсутствие своей вины.

В прокуратуре Ленобласти от дополнительных комментариев пока воздерживаются: "Подождем решения суда". Скорее всего, его с нетерпением будут ждать и многие жители разных регионов, уставшие бояться звонков с незнакомых номеров.

Кстати

По мнению юристов, для борьбы с телефонными мошенниками нужен комплекс мер - от ужесточения наказания до повышения информированности граждан. Для быстрого реагирования на подобные случаи необходимо сотрудничество с операторами связи и банками, полагает Анастасия Шаронова. По ее мнению, ответственность также должны нести государственные органы, контролирующие деятельность таких компаний.

Мартин Зарбабян также считает, что каким-то одним инструментом проблему не решить. Он предлагает повсеместно внедрять антифрод-системы, усиливать уголовную ответственность за телефонное мошенничество, системно реагировать на бездействие операторов связи и запускать информационные программы для граждан.