На реках и озерах Урала появились новые туристические маршруты и услуги

Летом жители мегаполиса особенно часто стараются вырваться из суеты и провести время на природе. Благо возможностей для такого отдыха год от года становится все больше - малый бизнес готов удовлетворить запросы самых разных любителей путешествий. Какие новые виды отдыха появились в последние годы в регионе и приносят ли летние бизнес-идеи доход, выяснял корреспондент "РГ".
По речке Серге можно проплыть не только на надувном диване, но и на катамаране, байдарке или сапе.
По речке Серге можно проплыть не только на надувном диване, но и на катамаране, байдарке или сапе. / Татьяна Андреева/РГ

На окупаемость любого бизнеса влияет множество факторов: местоположение, уровень конкуренции, спрос на аренду, цены, стартовые затраты, операционные расходы, количество наемных сотрудников... А сезонный бизнес ко всему прочему сильно зависим от погоды, которая на Урале, как известно, непредсказуема. Но даже в таких условиях желающих рискнуть год от года меньше не становится: предприниматели генерируют все новые идеи, предлагая жителям и гостям Среднего Урала самый разнообразный летний досуг, доступный практически для всех возрастных категорий и уровней платежеспособности.

Выходные на волне

Например, сплавы и прогулки на сапах организованы на большинстве водоемов, и даже при высокой конкуренции спрос есть почти всегда. Популярность такого отдыха обусловлена тем, что не требует особой физической подготовки: вооружиться веслом и отправиться в путь по водной глади могут как дошкольники, так и люди за шестьдесят. И ценовой диапазон широкий: можно спланировать часовую прогулку в пределах двух тысяч рублей, а можно за пару дней совершить тур по нескольким водоемам. Скажем, аренда сапборда для путешествия на озеро Тургояк, реки Ай и Уфа в компании инструктора обойдется в 12-13,5 тысячи.

- Еще лет пять назад было сложно найти инвентарь хорошего качества. Спрос был настолько высоким, что оптового поставщика сапбордов еще нужно было поискать. Сегодня таких проблем нет: за 25 тысяч рублей можно приобрести вполне приличную доску. И, кстати, из числа самых распространенных рисков для такого бизнеса: поклонники активного образа жизни, попробовав однажды сплав в частной компании, больше не привязываются к группам, желая спокойствия и уединения с природой. В последнее время растет число самостоятельных туристов, - рассуждает организатор одной из крупных школ каякинга и сапсерфинга Александр. - А с нами обычно сплавляются или новички, или большие коллективы по 50 человек: для многих компаний это популярный вариант корпоративного отдыха. Неопытным туристам, которые не готовы сами проверять незнакомый водоем, проще довериться опытным инструкторам.

Чтобы окупить такой стартап, нужна детальная проработка бизнес-плана, делятся мнением участники рынка. Суммарные расходы на транспортировку туристов в комфортабельном автобусе до начальной точки сплава, спасательные жилеты, палатки для ночевки, репелленты, фонари, насосы можно окупить за один летний сезон, но только если повезет с погодой. К самым существенным (20-30 процентов от оборота) относят расходы на рекламу и транспорт, который летом нарасхват.

В 2024 году общая сумма средств, привлеченных на строительство глэмпингов, составит 373 миллиона рублей

- Наибольший поток желающих, естественно, приходится на выходные и праздничные дни, поэтому логистику и сопровождение участников сплава приходится продумывать заранее. Просто нанять на лето студентов нельзя: инструкторы на воде несут большую ответственность, поэтому нужны проверенные кадры, а они рассчитывают на достойную зарплату за свой труд, - раскрывает тонкости бизнеса Александр.

Сплавы на диване

Для неопытных или более ленивых туристов тоже есть варианты увлекательных развлечений на летние выходные. Например, можно прокатиться на рельсовом автобусе "Орлан" и полюбоваться пейзажами природного парка "Оленьи ручьи". Этот вид экскурсий уже распробовали не только екатеринбуржцы, но и туристы из Воронежа, Калининграда, Владимира, Москвы, Санкт-Петербурга. Причем необязательно проходить все тропинки парка пешком - можно с комфортом проплыть по нему… на надувных диванах. Путешествие от Карстового моста до Дыроватого камня длится больше трех часов, здесь неописуемой красоты природа, и туристы имеют возможность непрерывно щелкать затвором фотоаппарата, чтобы запечатлеть прекрасные виды на память.

- Водный плот в форме диванчика - это новинка, которая появилась в прошлом году. Вместимость каждого плавсредства - не более 12 человек. Запись уже идет на середину июля, - рассказали нам в фирме, организующей такие сплавы.

У этого бизнес-проекта главные риски связаны с водой: если в мае-июне ее достаточно, река Серга полноводна, то в июле-августе ситуация может поменяться. При низком уровне воды плавсредство легко повредить. В компании также отметили, что организаторам подобных туров нужно быть готовыми вложиться в склад для хранения инвентаря после окончания сезона и транспорт для его перевозки. Естественно, чем более удалена точка отдыха, тем выше расходы на доставку туристов - как правило, это порядка 20 процентов от оборота.

Но еще дороже обходится наем персонала. С учетом нового закона об обязательной аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, придется платить госпошлину в размере 1300 рублей за каждого сотрудника. Если костяк инструкторов не удержался - аттестовывать и платить придется снова. Например, компании с "диванным сплавом" положительные отзывы туристов и вложения в рекламу только на второй год обеспечили достаточно интенсивный поток. В этом году полная стоимость тура с учетом поездки на "Орлане" на одного человека составляет 4800 рублей, для гостей, приехавших в парк на своем автомобиле, билет на сплав будет стоить 3200. Это не так уж дешево, но предприниматели рассчитывают окупить проект лишь по завершении нынешнего сезона.

Близко и комфортно

Интересно, что Свердловская область - один из лидеров в развитии глэмпинга. Президент Уральского союза туриндустрии Ольга Ергунова утверждает, что в радиусе 50 километров от Екатеринбурга работает более 90 баз отдыха и глэмпингов - почти на четверть больше, чем два года назад. Быстровозводимые конструкции, оснащенные индивидуальным туалетом, умывальником и душем, стали популярны у туристов, привыкших к комфорту.

- Ожидается и дальнейшее увеличение числа мест размещения туристов, тем более что эта инициатива поддерживается государством. Так, в 2023 году в рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства" регион получил субсидии в общем объеме 590 миллионов рублей, из которых 88,2 миллиона были направлены на строительство и обновление 20 глэмпингов на территории 14 муниципальных образований. В 2024 году общая сумма средств, привлеченных на строительство таких объектов, составит 373 миллиона рублей, - поясняет Ергунова.

Эксперт отмечает, что на маржинальность такого бизнеса влияет не только сезонный фактор. Травмы и несчастные случаи на территории глэмпинга тоже могут повлечь финансовые убытки, а еще возможны наводнения, лесные пожары, укусы клещей и т. д. При этом включение страховки в стоимость путевки в качестве дополнительной опции хотя и повысит доверие клиентов, но ухудшит позиции компании в ценовом рейтинге, предполагает эксперт.

Мнение

Михаил Мальцев, президент Уральской ассоциации туризма:

- Несколько лет назад, когда стартовал нацпроект "Туризм и индустрия гостеприимства", много энтузиастов отважилось прийти в этот бизнес со своими проектами, совершенно не разбираясь в экономике и специфике туротрасли, что породило комплекс проблем. Например, загрузка мест отдыха по-прежнему неравномерна, при этом предприниматели надеются окупить вложения за три-четыре месяца, что порождает высокие цены и отражается на репутации региона. Так как загородный туризм долгие годы оставался без господдержки и на региональном уровне практически никакой работы по развитию туристического потенциала не было, интерес гостей к Среднему Уралу просел, он только-только набирает обороты.

В Тюменской области ситуация значительно лучше: помимо термальных комплексов и культурно-исторических туров в Тобольск, активно развиваются новые концепции отдыха, в том числе с акцентом на оздоровление. Серьезных результатов достигла и Челябинская область, где в сфере туризма основательно развито государственно-частное партнерство: общими усилиями областных властей и предпринимателей в регионе удалось создать привлекательную круглогодичную инфраструктуру.