02.07.2024 21:56
Поделиться

На Витебском вокзале Петербурга открылась выставка "Тайны Карениной"

Необычную выставку "Тайны Карениной" можно посмотреть на втором этаже Витебского (ранее Царскосельского) вокзала в Северной столице, начиная с 3 июля. Масштабная концептуальная экспозиция, представленная в красивейших исторических интерьерах, предлагает по новому взглянуть на роман Толстого, в чем-то переосмыслить характеры главных героев.

Выставка приурочена к выходу документально-игрового сериала "Тайны Карениной", который запланирован на середину июля. Но уже 4 июля, как сообщили организаторы, можно будет посмотреть первую серию и принять участие в презентации проекта здесь же, на Витебском вокзале. Проект предполагает одновременно и проведение публичных программ: лекций, дискуссий.

Фактически экспозиция продолжает исследование, начатое Павлом Басинским, писателем, литературоведом, автором "Российской газеты" в "Подлинной истории Анны Карениной" (за нее автор получил премию "Большая книга").

Кстати, Павел Басинский - один из соавторов и сценария фильма.

"Мы его писали вместе с Еленой Исаевой, прекрасным драматуром и режиссером. В основном все делала она, я - в большей степени консультировал. Но никогда не нужно требовать от кино, чтобы оно точно соответствовало книге. И не важно - художественный это фильм или документальный. У кино свои задачи, свои приемы. Главное, чтобы фильм получился. Хотя, если лента перевирает произведение - тоже неправильно. Но дублировать произведение фильм не должен. Моя книга стала отправной точкой для создания сериала", - рассказал "РГ" писатель.

Фото: Святослав Акимов/РГ

И пояснил, что главная идея книги - донести до читателя романа то, что, скорее всего, ускользало от него при прочтении романа Толстого.

"Люди часто не обращают внимания на какие-то моменты, которые на самом деле очень важны", - подчеркивает Павел Басинский.

Например, все вроде бы знают, что Каренина познакомилась с Вронским в поезде. На самом деле они увиделись до этого. И в романе есть четкие указания на это.

Также в концепции сериала - создание идеальных кинематографических образов главных героев, исходя из их прототипов. А как раз в книге Басинского рассказывается, какие реальные прототипы были у того или иного персонажа.

Писатель напомнил, что существует около четырех десятков экранизаций романа Толстого. Но самой лучшей Анной Карениной считает Татьяну Самойлову. И всё же - какое главное значение этой выставки?

Фото: Святослав Акимов/РГ

"Любая выставка - произведение искусства, - уверен Павел Басинский. - Я говорю в целом о выставочном пространстве. К нему нужно относиться как к совершенно самостоятельному произведению искусства, а не как к чему-то утилитарному. Судить - зрителю. Второе: что люди придут, посмотрят, и им захочется перечитать роман. Возможно и не только этот, но и другие произведения Льва Толстого. Так что задача - пропаганда чтения".

Не нужно требовать от кино, чтобы оно точно соответствовало книге, уверен Павел Басинский

Журналистам разрешили раньше всех остальных осмотреть выставку. На входе гостей встречает очень необычная скульптура Льва Николаевича. Выполненная из текстиля (автор Ирина Корина). Толстой в таком ракурсе вполне узнаваем, и с ним обязательно фотографируются посетители.

Далее выставлены вещи, которые характеризуют главных героев произведения.

Фото: Святослав Акимов/РГ

"Мы старались найти именно те предметы, которые ассоциировались бы с тем или иным героем. Например, Стива Облонский - с его чудесным халатом, в котором он и представлен в начале романа. Далее - нитка жемчуга Анны, с ней она появляется на балу. Эполеты Вронского. Долли - с вязанием, Левин - с косой. А поскольку в Левине многое от Льва Николаевича - то здесь же первое издание "Анны Карениной" в виде книги. Это 1878 год. Каренин ассоциируется со старинными огромными часами. Они всегда показывают 17 часов - время, когда герой выходил к гостям", - поясняет Нина Гомиашвили, куратор выставки.

Далее мы видим чемоданы, каждый из которых тоже содержит рассказ о каком-либо герое произведения. Содержимое чемоданов поможет раскрыть характеры персонажей.

Например, композиция "Светские фурии" - очаровательная шляпная коробка, которую можно брать с собой в путешествия. С задорным перышком внутри. Наполнена переливающимися драгоценностями. Здесь же - бутылочка с ядом. "Яд лжи и вымысла часто упрятан в спасительной, нежно упакованной для вас бутылочке", - характеризует героинь автор инсталляции Алена Долецкая (у каждой работы на выставке - свой создатель).

В чемодане, характеризующем Анну, настоящая железная дорога. Поезд движется по круговой, символизируя бесконечный круговорот событий, которые обрушились на героиню после ее роковых решений. А в чемодане "Левин и Кити" - земля и колосья, растущие на ней, символизирует Левина, а шелковая туфелька и цветы, покрытые водой - его супругу.

Фото: Святослав Акимов/РГ

На подиуме - исторические костюмы героев. Выделяется бальное платье Анны - черного цвета.

А на видеоэкранах посетители могут увидеть интервью, в том числе с актерами, участвующими в подготовке сериала.

Завершает экспозицию картина художника Юрия Шабельникова "Конец фильма". Темнота, мчащийся поезд. Конец.

Идем с Павлом Басинским фотографироваться рядом с упомянутой скульптурой Толстого из ткани. Попутно задаю вопросы.

Откуда возник интерес к "Анне Карениной" и творчеству Толстого?

Павел Басинский: Со школы. Все же мы читали "Войну и мир", пропуская исторические моменты. Но во взрослом возрасте меня прежде всего заинтересовала биография Толстого. И первым делом - история его ухода из дома, из семьи. Ему восемьдесят два года - и он покидает Ясную Поляну. Мне захотелось разобраться, почему. Так появилась книга "Лев Толстой. Бегство из рая". Потом появились другие книги. С романом "Анна Каренина" у меня особые отношения, я его много раз перечитывал. Это роман-загадка, который живет сам по себе и рождает бесконечные смыслы в других жанрах. Я бы даже сказал, что он вне Толстого и вне нас всех.

Фото: Святослав Акимов/РГ

Вообще Павел Басинский считает Толстого самым радикальным писателем XIX и XX веков. Возможно и XXI. Но век еще в первой своей четверти, и неизвестно, какие книги и кто напишет. Полагает, что произведения Толстого могут прекрасно ложиться и на киносценарии, и на театральные постановки.

"Сейчас ехал в поезде из Москвы в Санкт-Петербург и слушал роман "Воскресение" в исполнении Юрия Яковлева. Потрясающее исполнение. Вот сцена суда: слушаю и понимаю, что это написано и для театра, и для кино", - подчеркивает он.

Кстати, и сам Толстой оказался в числе пионеров кинематографа. Сохранились же кадры, на которых он запечатлен в Ясной Поляне. Причем в самом начале Толстой словно идет на зрителя. Как потом поезд в "Анне Карениной".

"Прочитал в воспоминаниях Леонида Андреева, который незадолго до смерти Толстого был у него в Ясной Поляне. Так вот: Толстой признался ему, что невероятно увлечен кинематографом и собирается писать сценарий, много сценариев. Толстой был, как бы сейчас сказали, креативный человек", - замечает писатель.

Толстой и сам себя фотографировал ("делал селфи"). Это еще в 1862 году, на заре фотографии. Так что неудивительно, что он продумывал, как те или иные образы будут смотреться со стороны.

На выставке есть костюм Левина - в рубашке, похожей на ту, что носил сам Лев Николаевич. Посему мы тоже можем представить, как выглядел не только Левин, но и его создатель.

Выставка на Витебском вокзале будет работать по 30 сентября.