Выставка приурочена к выходу документально-игрового сериала "Тайны Карениной", который запланирован на середину июля. Но уже 4 июля, как сообщили организаторы, можно будет посмотреть первую серию и принять участие в презентации проекта здесь же, на Витебском вокзале. Проект предполагает одновременно и проведение публичных программ: лекций, дискуссий.
Фактически экспозиция продолжает исследование, начатое Павлом Басинским, писателем, литературоведом, автором "Российской газеты" в "Подлинной истории Анны Карениной" (за нее автор получил премию "Большая книга").
Кстати, Павел Басинский - один из соавторов и сценария фильма.
"Мы его писали вместе с Еленой Исаевой, прекрасным драматуром и режиссером. В основном все делала она, я - в большей степени консультировал. Но никогда не нужно требовать от кино, чтобы оно точно соответствовало книге. И не важно - художественный это фильм или документальный. У кино свои задачи, свои приемы. Главное, чтобы фильм получился. Хотя, если лента перевирает произведение - тоже неправильно. Но дублировать произведение фильм не должен. Моя книга стала отправной точкой для создания сериала", - рассказал "РГ" писатель.
И пояснил, что главная идея книги - донести до читателя романа то, что, скорее всего, ускользало от него при прочтении романа Толстого.
"Люди часто не обращают внимания на какие-то моменты, которые на самом деле очень важны", - подчеркивает Павел Басинский.
Например, все вроде бы знают, что Каренина познакомилась с Вронским в поезде. На самом деле они увиделись до этого. И в романе есть четкие указания на это.
Также в концепции сериала - создание идеальных кинематографических образов главных героев, исходя из их прототипов. А как раз в книге Басинского рассказывается, какие реальные прототипы были у того или иного персонажа.
Писатель напомнил, что существует около четырех десятков экранизаций романа Толстого. Но самой лучшей Анной Карениной считает Татьяну Самойлову. И всё же - какое главное значение этой выставки?
"Любая выставка - произведение искусства, - уверен Павел Басинский. - Я говорю в целом о выставочном пространстве. К нему нужно относиться как к совершенно самостоятельному произведению искусства, а не как к чему-то утилитарному. Судить - зрителю. Второе: что люди придут, посмотрят, и им захочется перечитать роман. Возможно и не только этот, но и другие произведения Льва Толстого. Так что задача - пропаганда чтения".
Журналистам разрешили раньше всех остальных осмотреть выставку. На входе гостей встречает очень необычная скульптура Льва Николаевича. Выполненная из текстиля (автор Ирина Корина). Толстой в таком ракурсе вполне узнаваем, и с ним обязательно фотографируются посетители.
Далее выставлены вещи, которые характеризуют главных героев произведения.
"Мы старались найти именно те предметы, которые ассоциировались бы с тем или иным героем. Например, Стива Облонский - с его чудесным халатом, в котором он и представлен в начале романа. Далее - нитка жемчуга Анны, с ней она появляется на балу. Эполеты Вронского. Долли - с вязанием, Левин - с косой. А поскольку в Левине многое от Льва Николаевича - то здесь же первое издание "Анны Карениной" в виде книги. Это 1878 год. Каренин ассоциируется со старинными огромными часами. Они всегда показывают 17 часов - время, когда герой выходил к гостям", - поясняет Нина Гомиашвили, куратор выставки.
Далее мы видим чемоданы, каждый из которых тоже содержит рассказ о каком-либо герое произведения. Содержимое чемоданов поможет раскрыть характеры персонажей.
Например, композиция "Светские фурии" - очаровательная шляпная коробка, которую можно брать с собой в путешествия. С задорным перышком внутри. Наполнена переливающимися драгоценностями. Здесь же - бутылочка с ядом. "Яд лжи и вымысла часто упрятан в спасительной, нежно упакованной для вас бутылочке", - характеризует героинь автор инсталляции Алена Долецкая (у каждой работы на выставке - свой создатель).
В чемодане, характеризующем Анну, настоящая железная дорога. Поезд движется по круговой, символизируя бесконечный круговорот событий, которые обрушились на героиню после ее роковых решений. А в чемодане "Левин и Кити" - земля и колосья, растущие на ней, символизирует Левина, а шелковая туфелька и цветы, покрытые водой - его супругу.
На подиуме - исторические костюмы героев. Выделяется бальное платье Анны - черного цвета.
А на видеоэкранах посетители могут увидеть интервью, в том числе с актерами, участвующими в подготовке сериала.
Завершает экспозицию картина художника Юрия Шабельникова "Конец фильма". Темнота, мчащийся поезд. Конец.
Идем с Павлом Басинским фотографироваться рядом с упомянутой скульптурой Толстого из ткани. Попутно задаю вопросы.
Откуда возник интерес к "Анне Карениной" и творчеству Толстого?
Павел Басинский: Со школы. Все же мы читали "Войну и мир", пропуская исторические моменты. Но во взрослом возрасте меня прежде всего заинтересовала биография Толстого. И первым делом - история его ухода из дома, из семьи. Ему восемьдесят два года - и он покидает Ясную Поляну. Мне захотелось разобраться, почему. Так появилась книга "Лев Толстой. Бегство из рая". Потом появились другие книги. С романом "Анна Каренина" у меня особые отношения, я его много раз перечитывал. Это роман-загадка, который живет сам по себе и рождает бесконечные смыслы в других жанрах. Я бы даже сказал, что он вне Толстого и вне нас всех.
Вообще Павел Басинский считает Толстого самым радикальным писателем XIX и XX веков. Возможно и XXI. Но век еще в первой своей четверти, и неизвестно, какие книги и кто напишет. Полагает, что произведения Толстого могут прекрасно ложиться и на киносценарии, и на театральные постановки.
"Сейчас ехал в поезде из Москвы в Санкт-Петербург и слушал роман "Воскресение" в исполнении Юрия Яковлева. Потрясающее исполнение. Вот сцена суда: слушаю и понимаю, что это написано и для театра, и для кино", - подчеркивает он.
Кстати, и сам Толстой оказался в числе пионеров кинематографа. Сохранились же кадры, на которых он запечатлен в Ясной Поляне. Причем в самом начале Толстой словно идет на зрителя. Как потом поезд в "Анне Карениной".
"Прочитал в воспоминаниях Леонида Андреева, который незадолго до смерти Толстого был у него в Ясной Поляне. Так вот: Толстой признался ему, что невероятно увлечен кинематографом и собирается писать сценарий, много сценариев. Толстой был, как бы сейчас сказали, креативный человек", - замечает писатель.
Толстой и сам себя фотографировал ("делал селфи"). Это еще в 1862 году, на заре фотографии. Так что неудивительно, что он продумывал, как те или иные образы будут смотреться со стороны.
На выставке есть костюм Левина - в рубашке, похожей на ту, что носил сам Лев Николаевич. Посему мы тоже можем представить, как выглядел не только Левин, но и его создатель.
Выставка на Витебском вокзале будет работать по 30 сентября.