Корабль построили в Архангельске в 1940 году. Во время Великой Отечественной и до недавнего времени он возил пассажиров по Северной Двине. Известно даже, что судно попало на немецкую аэрофотосъемку, но во время массированных бомбардировок Архангельска не пострадало.
Пароход отремонтировали для показа туристам: заменили привальный брус, привели в порядок палубы и корпус. Появился у ветерана и собственный судовой колокол - специально для "Коммунара" его передал Росморпорт.
Первую выставку на пароходе организовал Московский музей современного искусства. Звуки работающего двигателя, крики чаек и плеск волны - каждый, кто поднимается на борт судна, может почувствовать настроение реки, услышать ее голос и понять характер. Для этого на борту создали "шумовую комнату". Место, где раньше гудел мотор, до сих пор издает фантомные звуки. Это сердце корабля тоскует по водным просторам - то шумит, ревет, то вспоминает о чем-то в надежде снова отправиться в путь. Зритель может прислушаться и почувствовать движение корабля, движение жизни. Все на борту могут попробовать себя в роли капитана: дети и взрослые с восторгом встают за сверкающий медью штурвал и "определяют курс". В день открытия "Коммунара" самая большая очередь выстроилась из пап, которые привели на пароход своих сыновей.