Кончаловский и Богомолов рассказали о конкурсе пьес "Москва и москвичи"

В Театре Моссовета дали старт конкурсу пьес "Москва и москвичи". Это уже вторая попытка найти новых авторов для современной сцены: в прошлом году по результатам пилотного смотра на моссоветовских подмостках вышли сразу две премьеры - "Прощай, любимая!" и "Москва. Полный круг". В новом сезоне от драматургов вновь ждут историй, где российская столица - не просто географическая точка, но и одна из главных сюжетных героинь.
Артем Геодакян/ТАСС

Худрук Театра Моссовета Евгений Марчелли рассказал, что импульсом к проведению нового конкурса пьес стали результаты предыдущего:

- Два спектакля, которые были поставлены по итогам конкурса на нашей сцене "Под крышей", идут с большим успехом. Это вдохновило нас выйти на новый уровень, - подчеркнул он. - Среди пьес о Москве есть великие названия: "Горе от ума", "Три сестры", "Покровские ворота". И везде - город не просто место действия, а действующее лицо. Этого мы и ждем от участников.

В этом году к инициативе подключились и другие московские театры. В жюри помимо "моссоветовцев" - самого Евгения Марчелли и актрисы Ольги Остроумовой, худруки и режиссеры Владимир Машков, Константин Богомолов, Евгений Герасимов, а также ректор ГИТИСа Григорий Заславский, ректор Литинститута им. Горького, писатель Алексей Варламов, драматург Елена Исаева. А возглавит эту именитую команду Андрей Кончаловский.

- Я рад, что в жюри - коллеги, с которыми интересно пообщаться, поругаться и выпить, - сходу пошутил мэтр. И заметил: конкурс драматургов - идея очень хорошая, но в некотором роде идиллическая:

- Написать хорошую пьесу - сложно, а хорошую пьесу о Москве - еще сложней. Москва - великий город. Скажу честно - шедевров не жду, но надеюсь, что мы найдем пьесы, которые можно будет доработать до того уровня, чтобы они могли достойно идти на театральной сцене.

Андрей Кончаловский уверен: драматургия - это знание сложнейшей полифонии человеческого характера. Но это только полдела, для успешной пьесы важен еще и угол зрения. Чтобы помочь его найти, режиссер предложил членам жюри провести семинар для всех тех, кто хочет участвовать в конкурсе. И вместе пофантазировать - о чем может быть "московская" пьеса сегодня?

О чем угодно - считает Ольга Остроумова. По словам актрисы, в почти 900-летней истории Москвы столько сюжетов, что "только дай Бог таланта".

- Не обязательно писать про современность. В истории города были и трагические времена, об этом тоже можно вспомнить. Главное, не боятся острых тем, - говорит актриса.

Константин Богомолов напомнил: во всех великих пьесах о Москве есть ощущение, что в этом городе интересно и счастливо жить: "Хочется, чтобы и наше время породило произведения, которые будут выражать энергию счастья от пребывания в этом городе".

Нехватку современной драматургии отметил и Евгений Герасимов, рассказав, что был бы счастлив найти тонкий юмор для репертуара Театра Сатиры, а может быть, что-то и для Театра на Малой Ордынке, где сейчас в основном классические названия.

- Меня интересует современная Москва и сегодняшнее духовное состояние московского общества, - сказал Алексей Варламов. - Виктор Астафьев как-то сказал: "Москвич, как ерш, водится везде". Это шутка, но как воспринимают Москву и москвичей сегодня в большой России? Это же тоже очень непростой вопрос.

Словом, только из пожеланий жюри можно понять: поле для фантазии - самое широкое. Тоже касается и самих участников - ни по возрасту, ни по местонахождению никаких ограничений нет. Подробную информацию об участии можно узнать на сайте Театра Моссовета.

Один из спектаклей, поставленных в Театре Моссовета по итогам первого конкурса, "Москва. Полный круг". Фото: Елена Лапина / Театр Моссовета
Кстати

Конкурс пьес "Москва и москвичи" начинает прием заявок с сегодняшнего дня, 3 июля. Прислать свою работу можно до 15 сентября. В октябре будут опубликованы 10-15 названий, вошедшие в длинный список; в ноябре из них отберут те, что составят короткий список. А 20 ноября назовут три пьесы-победителя. Их авторы получат по миллиону рублей и возможность воплотить сюжет на одной из сцен московских театров. В частности, Театр Моссовета обещает выпустить спектакль по одной из пьес в 2025 году.