Абсатар Абсаматович, в ваше отделение поступают с самыми разными травмами. Какой объем приходится на пациентов, пострадавших от двухколесного транспорта?
Абсатар Абдыганиев: Мы принимаем пострадавших из Екатеринбурга, ближайших территорий - Арамиля, Сысерти и других, а также с трасс, в том числе по линии медицины катастроф. Чаще всего причина обращения - дорожно-транспортные происшествия. Хотя мы привыкли, что к лету статистика меняется и в лидеры выходят травмы, полученные при ремонтных и строительных работах, особенно при обращении с электрооборудованием - пилами, болгарками.
Однако и в этом, и в прошлом году с потеплением резко увеличивалось число пациентов, пострадавших в ДТП. За апрель в общей сложности было 78 обращений с дорожными травмами, в мае уже 94, при этом более половины связаны с электросамокатами.
Ограничения, введенные властями региона для электросамокатчиков, пока не возымели эффекта?
Абсатар Абдыганиев: Напротив, в 2023 году за аналогичный период число обращений было выше: в апреле - 106 дорожных травм, в мае - 111. Снижение мы видим, но пока эти травмы все равно занимают большой объем в структуре обращений. Каждый день принимаем одного или нескольких пострадавших. Это и водители средств индивидуальной мобильности, и пешеходы, на которых они допустили наезд, и "пассажиры" - несмотря на строгий запрет, люди продолжают кататься вдвоем на одном самокате.
Кто больше подвержен таким травмам?
Абсатар Абдыганиев: Чаще к нам поступает молодежь, 70-80 процентов - представители сильного пола. Видимо, в юном возрасте выше склонность к риску и пренебрежение правилами, присутствует некоторая беспечность, невнимательность к окружающим. Поэтому молодые люди реже соблюдают скоростной режим, не спешиваются при пересечении перекрестков, а это повышает риск наезда на других участников движения и столкновения с автомобилем - оба водителя не успевают отреагировать на ситуацию.
Каковы основные причины "двухколесных" ДТП?
Абсатар Абдыганиев: Некоторые позволяют себе отвлекаться на телефонные разговоры. Например, один мужчина в свой день рождения угодил в нашу больницу с переломом бедра, потому что принимал звонки с поздравлениями, управляя самокатом. Благо, чаще всего травмы менее существенные - ушибы, ссадины, но переломы, раны и сотрясения, увы, тоже встречаются.
Еще один негативный фактор - алкогольное или наркотическое опьянение. Мы обследуем каждого пациента и видим, что некоторые из них попали в ДТП под воздействием алкоголя или психотропов - спайсов и подобных средств. Это состояние категорически не совместимо с управлением любым транспортом, потому что влияет на самоконтроль, координацию, внимательность, появляются излишняя самоуверенность и тяга к риску.
Кроме того, в городе мало дорог и тротуаров полностью соответствует требованиям безопасного передвижения на двухколесном транспорте. На дорожном покрытии присутствуют неровности, которые на большой скорости сложно вовремя заметить. Не везде выделены специальные полосы, а даже если они есть, это не гарантирует, что пользователи средств индивидуальной мобильности и пешеходы будут придерживаться обозначенных границ.
Что можно предпринять, чтобы травм стало меньше?
Абсатар Абдыганиев: Во-первых, принять тот факт, что удовольствие от катания сопряжено с риском для здоровья и жизни - своих и чужих, а значит, нужно быть сосредоточенными, осторожными, уважать других участников движения. Во-вторых, использовать средства защиты - наколенники, налокотники и шлемы, которые защитят наиболее травмируемые участки тела. В-третьих, пешеходам нужно привыкнуть, что в городе есть и будут электросамокаты и велосипеды, а значит, нужно мобилизовать внимание, при прослушивании музыки или телефонном диалоге в наушниках не заглушать полностью окружающий шум, чтобы услышать сигнал о приближении двухколесного транспорта. Придерживаться правой половины тротуара и не позволять детям бегать по тротуару и через дорогу. И еще раз подчеркну: важно быть трезвыми, в том числе пешеходам.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.