Базовые стандарты помогли снизить число жалоб на страховщиков

Методическим рекомендациям по управлению финансовым продуктом, утвержденным ЦБ в конце 2023 года, следуют 46 участников рынка. Из них 39% - это компании, работающие на рынке ценных бумаг, 33% - банки. Об этом сообщил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута на Финансовом конгрессе Банка России в Санкт-Петербурге.

Регулятор рекомендует участникам финансового рынка при разработке новых продуктов изучать потребности клиентов, оценивать возможные риски и информировать о них потребителей. Также рекомендации предполагают мониторинг качества продаж и удовлетворенности людей финансовыми продуктами.

Во 2-3 кварталах этого года участники рынка должны информировать ЦБ о присоединении к рекомендациям. "Посмотрим, как внедряются эти рекомендации. Далее наиболее важные из них будут переноситься в стандарты деятельности. Наш первый пилот - со страховым рынком. До конца года планируется внедрение в базовый стандарт", - рассказал Мамута.

По данным регулятора, количество жалоб, поступивших в Банк России за первый квартал 2024 года в отношении страховщиков, сократилось на 40,7% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Жалоб стало меньше по всем страховым сегментам, включая ОСАГО (снижение на 45,5%, при этом значительно - на 40,1% - сократилось число массовых обращений на неверное применение коэффициента бонус-малус).

Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) отмечают, что снижению числа жалоб способствует внедрение базовых стандартов деятельности. Сейчас в рамках созданной при ВСС Экспертной группы по стандартизации страховой деятельности участники рынка обсуждают с регулятором предложения по внесению изменений в базовые стандарты, связанные с новым порядком рассмотрения обращений граждан, а также с тестированием физлиц, если они хотят заключить договор добровольного страхования жизни, но не являются квалифицированными инвесторами.

Как отмечают в ВСС, вопрос о включении требований о создании внутреннего документа страховщика по управлению страховым продуктом в состав базового стандарта требует дальнейшей проработки. В ходе обсуждений этого предложения страховое сообщество выразило опасения, что предлагаемые изменения стандарта, такие как публикация внутренних документов страховой организации по управлению страховым продуктом, наличие и содержание которых может составлять коммерческую тайну, представляют собой избыточное регулирование и могут создать проблемы при исполнении стандарта.