Волшебная природа этих мест встречается и в Золотом, и в Серебряном веке. Здесь под Клином жили братья Танеевы - один философ, другой музыкант. Сергей был любимым учеником Чайковского, почти каждое лето здесь проводил Аполлинарий Васнецов, и с ума сходил по "белоствольным рощам и медовым лугам" Андрей Белый, он же Борис Бугаев.
Но все же Клин - город Чайковского. В окрестных усадьбах он нашел то, чего очень долго искал - настоящую русскую деревню, и повторял тут вслед за автором "святой книги", так он называл "Евгения Онегина", что в глуши звучнее голос лирный. В Демьяново, во Фроловском, в Майданово композитор напишет "Чародейку" и "Спящую красавицу", создаст свою последнюю Шестую симфонию и знаменитого "Щелкунчика".
А вот у "Евгения Онегина" другая география - российско-итальянская, зато история создания вполне себе по мотивам пушкинского романа. Дело, разумеется, в любви. В той самой, что молоденькая и совсем не знакомая композитору актриса Антонина Милюкова изливала в своих письмах. Чайковский поначалу по-онегински объяснялся, мол, не создан для блаженства - привыкнув, разлюблю тотчас…Но потом не устоял и поехал знакомиться. А дальше - дальше катастрофа. "Я не встречал более противного человеческого существа" - это, если что, не Пушкин, это Чайковский о своей жене. Он то уходит от нее, то возвращается и даже пытается покончить с собой, но, к счастью для нас, - неудачно. Спустя три недели после женитьбы Петр Ильич все бежит от жены безвозвратно… А вскоре появляется опера "Евгений Онегин", и критики, разумеется, тут же и не без основания скажут, что Ларина и Милюкова "соединились в болезненно возбужденном сознании композитора", что музыке пошло только на пользу: "Ты заплатил безумству дань".
На пользу опере пошла и авторская интерпретация Юрия Башмета, который, как известно, влюблен в Чайковского и в Пушкина и рассказывает о них так, словно был их другом.
"Я посмотрел на партитуру так, как будто бы Петр Ильич только что ее сочинил. Мы идем по его дорожке, по его пути, отказываясь даже от самых гениальных штампов, - говорит маэстро. - И это самое настоящее. В этом свежесть. И этим мы удивляем зрителей".
О том, что "Ночь Чайковского" не столько для теней композитора, что снуют по руинам усадьбы, сколько для зрителей, говорит и жанр концерта - музыкально-драматическое действо. "Так понятнее опера тем, кто никогда, быть может, не был в музыкальном театре. К тому же петь, танцевать и читать стихи - это ли не женские ипостаси, а у Пушкина с Чайковским - все-таки про них, про женщин", - сказал Башмет.
И женщины этим вечером блистали. Елизавета Нарсия (Татьяна) и Анна Юркус (Ольга), обе из Молодежной оперной программы Большого театра. Анна, отмахиваясь от комаров, рассказывала, что вот так, на улице, и сразу на несколько тысяч зрителей она впервые исполнила Ольгу на родине Чайковского, в Воткинске, в прошлом году, но в этот раз все было по-особенному: "Тут даже руины святые - заряжают, помогают артистам и зрителям соприкоснуться с тайной двух наших гениев".
Актриса Ольга Литвинова - еще одно открытие вечера. Настолько проникновенное женское чтение "Евгения Онегина" услышать сегодня большая удача. Маэстро Башмет признался: "Я всегда говорил Хабенскому, что его жена читает лучше, чем он!"
Музыкально-литературное действо длилось около двух часов, все это время симфонический оркестр "Новая Россия" и дирижер Юрий Башмет бесперерывно исполняли великую музыку Чайковского… "Как будто молятся", - скажет слушательница с соседнего кресла - беженка из Донецка.
Директор музея-заповедника им. П.И. Чайковского Игорь Корнилов рассказал журналистам, что у усадьбы появился шанс на спасение. По проекту первым делом восстановят Дом Бугаевых, где жил Андрей Белый, там развернут экспозицию, посвященную знаменитым владельцам и гостям Демьянова. Затем руки должны дойти и до руин - слишком многое они помнят, чтобы кануть в Лету.
"Ночь Чайковского" оказалась своего рода перекрестком двух крупнейших событий этого лета. С одной стороны, это постскриптум юбилейного X Международного фестиваля искусств П.И. Чайковского в Клину, десять дней здесь исполняли великую классику, прослушивались в молодежные оркестры, учились писать о культуре, таланты со всего Подмосковья брали мастер-классы у именитых музыкантов… Были и концерты под звездным небом - солисты лучших театров исполняли арии из опер Чайковского, Евгений Миронов и Александра Урсуляк прочитали рассказы Горького, Пелагея напомнила о народных мотивах, которых русские композиторы никогда не чурались.
С другой стороны, исполнением "Евгения Онегина" в Демьяново команда Юрия Башмета открывает проект "Путем Чайковского" - музыка композитора прозвучит в местах, в которых он когда-либо жил: в том числе в уральском городке Алапаевске, где Чайковский рос и где, как уверяют биографы, "произошло осознание его предназначения". В Алапаевск приедет актриса Полина Агуреева - она прочтет письма и отрывки из воспоминаний о ранних годах жизни Петра Ильича Чайковского. Концерт намечен на 12 июля.
Проект "Путь Чайковского" поддержан Президентским фондом культурных инициатив.
Юрий Башмет: "Признаюсь, я сам в Алапаевске никогда не был. Но это замечательно, что наш проект позволяет знакомиться, узнавать места, связанные с жизнью и творчеством великого русского композитора. Позволяет и публике, и нам открывать для себя что-то новое. Я очень рад, что мы имеем возможность наполнять свою жизнь и жизнь людей, живущих в разных городах России, творчеством и искусством".