Разнообразие и конкуренция или отсутствие запчастей: чем грозит покупателям лавина китайских автомобилей

Рост количества китайских марок на рынке опасен для покупателей
Рост количества китайских марок на рынке может оказаться опасным для покупателей машин. Так считает президент Ассоциации российских автодилеров Алексей Подщеколдин. И он подробно объяснил - почему.
Несмотря на рост продаж импортных автомобилей, первое место на нашем рынке занимает LADA. На втором - Haval. Но скоро и "Волга" вступит в гонку. ГАЗ уже объявил о планах возобновить производство легковых машин.
Несмотря на рост продаж импортных автомобилей, первое место на нашем рынке занимает LADA. На втором - Haval. Но скоро и "Волга" вступит в гонку. ГАЗ уже объявил о планах возобновить производство легковых машин. / Сергей Карпухин/ТАСС

Сейчас на российском рынке продаются аж 60 брендов китайских автомобилей. Казалось бы, радоваться надо. Разнообразие, конкуренция, снижение цены. Но не все так просто. Дело в том, что при таком разнообразии появляются дилеры соответствующих компаний. У нас произошел резкий скачок продаж китайских автомобилей начиная с 2023 года. Поскольку в 2022 году другие иностранные автопроизводители покинули наш рынок.

В первое полугодие 2023 года российские и китайские марки занимали по 40 процентов продаж (остальным досталось 20 процентов). По итогам первых шести месяцев этого года продажи китайских авто составили 440 тысяч штук (57 процентов рынка), российских продано 274 тысячи (35 процентов). Лишь 8 процентов от рынка составили прочие машины.

Китайские компании надо вовлекать на наш рынок не только как продавцов, но и как производителей машин, предоставив льготы по утилизационному сбору

Рынок буквально наводнили различные китайские марки. Китайским автопроизводителям стало выгодно поставлять сюда машины. Но есть риск того, что продажи некоторых марок и моделей не будут соответствовать ожиданиям компании. То есть продаст дилер две машины, а это - убыточное предприятие. Закроется. Но кто-то эти два автомобиля купил, приедет на обслуживание и столкнется с закрытыми дверями. И машина медленно, но уверенно превращается в кирпич. Такое уже было на рынке. Одна довольно популярная китайская компания активно поставляла свои машины. Но в 2022 году она ушла с нашего рынка, а потом и вовсе обанкротилась и закрылась. Теперь владельцам таких машин даже запчастей на них не найти. Чтобы не попасть в такую ситуацию, Алексей Подщеколдин рекомендует автолюбителям, желающим приобрести китайский автомобиль, выбирать те компании, которые в рейтинге продаж входят в десятку лидеров.

Тут тоже есть свои тонкости. Дело в том, что некоторые производители выступают под разными брендами. Например, Chery - это Omoda, Exeed, Jetour...

Chery, кстати, только под этим брендом занимает третью строчку рейтинга по продажам в России. Первое место занимает Lada, а второе китайский Haval. Кстати, именно он открыл первое сборочное производство машин в России, а теперь пожинает лавры. Ему принадлежит и бренд Tank.

Еще одна марка - Geely - занимает третью строчку этого рейтинга. В отличие от двух предыдущих компаний свое производство в России они запускать не стали. Зато запустили его в Беларуси, откуда к нам теперь поставляются Belgee.

По мнению Алексея Подщеколдина, китайские компании надо вовлекать на наш рынок не только как продавцов, но и как производителей машин. Чтобы строили здесь свои предприятия по сборке машин, организовывали склады запчастей. А для этого надо предоставлять им льготы по утилизационному сбору или возврат его части. Ведь цены на автомобили растут. И будут расти дальше, если повысят утилизационный сбор, если повысят ключевую ставку. Уже сейчас средняя стоимость автомобиля в России, по данным РОАД, - 3,350 миллиона рублей. К прошлому году она выросла на 14 процентов, а к позапрошлому - на 46. В то же время покупательская способность падает. И при росте цен снижаются покупки новых автомобилей. Зато растут продажи подержанных. И рынок стареет. У нас более 50 процентов машин на дорогах старше 10 лет.

Как считает президент РОАД, надо возродить программу утилизации, которая проходила 13 лет назад. Тогда за сданный в утиль автомобиль выдавали сертификат на 50 тысяч рублей. Это было 20 процентов от средней стоимости бюджетного автомобиля. Сейчас он предлагает выдавать сертификат на 300 тысяч рублей, что также будет соответствовать пятой части цены бюджетной машины. Это позволит очистить дороги от старых машин и придать импульс покупке новых.

Создание новых производств, благодаря льготам, поможет стабилизировать цены на авто.