В Ставропольском крае разработали багги для перевозки раненых

Автоконструктор и механик из Ставропольского края Вячеслав Порох разработал и собрал со своей командой багги, который можно использовать в туризме, при исследованиях труднодоступной местности и даже при боевых действиях. Свой легкий автомобиль изобретатель решил запустить в производство, а регион уже начал формировать заказ на выпуск багги.
Вот такие хотят собирать в Ставропольском крае
Вот такие хотят собирать в Ставропольском крае / Из личного архива Вячеслава Пороха

По словам автора разработки, легкий автомобиль отлично показывает себя на полях и вязких грунтах. Уверенно проходит реки с обрывистыми берегами, скалистые участки и непролазную чащу. В проекте используются только отечественные узлы и агрегаты. На выбор - четырех- и шестиместные версии.

- Сейчас багги оснащен двигателем внутреннего сгорания, и мы уже сертифицировали четыре различных модели. Ведем разработки двигателя с электротягой, - отметил Вячеслав Порох.

Машина способна доставлять грузы и пассажиров, использовать ее можно в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности, на охоте и рыбалке

В качестве двигателя взяли отечественный 1,6-литровый мотор от АвтоВАЗа. По мнению Вячеслава Пороха, такой ход упрощает поиск комплектующих в случае поломки и дает возможность любому мастеру, знакомому с отечественным автопромом, быстро починить машину практически в любых условиях. Для управления данной техникой необходимо удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией A (AII). Кстати, багги оборудован всем необходимым для езды по дорогам общего пользования, так что не нужно задумываться о его транспортировке.

Багги получил название Veles в честь древнеславянского бога зверей и торговли. В качестве техники для массового производства автомобиль впервые показали на площадке индустриального парка "Мастер", где проходило торжественное открытие Центра развития технологического предпринимательства края.

- На Ставрополье растет число предприятий, которые работают на оборонно-промышленный комплекс, - отметил губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. - По сути, мы производим практически все, что востребовано нашими защитниками: амуницию, беспилотники, системы радиоэлектронной борьбы. Край обеспечивает стабильный заказ и тем самым стимулирует развитие таких производств. Сейчас формируем заказ на производство багги, которые можно использовать для эвакуации раненых. Важно, что наши производители постоянно совершенствуют свои разработки.

Вячеслав Порох рассказал, что багги имеет идеальный баланс мощности, легкости, маневренности и надежности, что делает его находкой для экстремалов. Машина способна доставлять грузы и пассажиров, а использовать ее можно как оперативный транспорт для потребностей Вооруженных Сил РФ. Также техника может быть использована в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности, на охоте и рыбалке.

Производство багги для Северо-Кавказского федерального округа не в новинку. В Чечне по заказу Российского университета спецназа еще в 2017 году разработали собственный легкий внедорожник Чаборз М-3, а затем его модификацию Чаборз М-6.

Чаборз - это первые российские багги-вездеходы, которые производят в Гудермесе. Их название в переводе с чеченского значит "медведь-волк". Ездят они почти бесшумно, обеспечивают хороший обзор из кабины и позволяют устанавливать орудия. Сборка идет из комплектующих российского и белорусского производства.

В феврале 2024 года стало известно, что производитель получил крупный грант на разработку багги с минометом, который будут делать с нуля. Технику планируют вооружить минометом калибра 120 миллиметров, он получит электромеханический привод для свертывания и развертывания. Это позволит сократить расчет миномета до трех человек.

Чаборз М-6 и сейчас успешно используют российские военнослужащие в зоне СВО. Это полноприводной автомобиль с мощностью мотора 320 лошадиных сил. На дороге разгоняется до 160 километров в час. Вес машины - около 800 килограммов. Багги может перевозить семь спецназовцев в полной боевой экипировке. На него можно установить ПТРК "Корнет", АГС-17 "Пламя" или три пулемета.

А такие багги уже производят в Чечне. Фото: Владимир Аносов
Тем временем

Единственный в Ставропольском крае автомобильный завод "Ставрополь-Авто" продают с молотка. Минимальная цена - 10 миллиардов рублей. Амбициозный проект выпуска в регионе 10 тысяч китайских машин в год обанкротился, несмотря на удачное расположение завода и помощь местных властей в создании инфраструктуры.

В мае 2024 года губернатор региона Владимир Владимиров в своем ежегодном послании представил план перезапуска мощностей.

- Одна из целей - запустить завод "Ставрополь-Авто". Здесь должно быть либо автопроизводство, либо региональный индустриальный парк. Наши мощности не должны простаивать, - подчеркнул Владимиров.

В министерстве энергетики, промышленности и связи Ставрополья уточнили: когда покупателя найдут, рассмотрят новые меры поддержки для возобновления производства.