На Багаевском гидроузле для нерестящейся рыбы построят рыбоходный канал

Масштабное гидротехническое сооружение, имеющее принципиальное значение для развития на Дону судоходства, рыболовства и мелиорации, планируется сдать в эксплуатацию во втором квартале 2025 года.
Пресс-служба губернатора Ростовской области

Как сообщил представитель подрядной организации, на строительстве объекта ежедневно заняты почти две тысячи человек и 180 единиц техники. Задействовано три бетонных завода, которые обеспечивают высокие темпы бетонирования - по 25 тысяч кубометров в месяц, и уже уложено около 70 процентов от запланированного. Общая готовность первого пускового комплекса второго этапа приближается к 60 процентам.

Идет поставка и монтаж гидромеханического оборудования. На водосбросной плотине смонтированы пороги на 11 пролетах из 12. Оснащение судоходного шлюза начнется в ближайшее время, сейчас монтируются закладные части. Поставлено 45 процентов оборудования для водосбросной плотины. Монтаж оборудования судоходного шлюза начнется в ближайшее время.

Одновременно со строительством главных объектов Багаевского гидроузла на левом берегу Дона строят поселок для специалистов, которые будут эксплуатировать будущее сооружение.

Кроме того, в проекте гидроузла предусматривается строительство двух водозаборов: один возведут для нужд самого объекта, а второй - для поселка строителей. После того как работы на объектах закончатся, один из них смогут передать на баланс местного водоканала, и жители, таким образом, получат совершенно новый водозабор.

Инспектировавший ход строительства Багаевского гидроузла глава Ростовской области Василий Голубев сделал акцент на сохранении природных ресурсов.

- Объект действительно очень крупный и имеет принципиальное значение для развития судоходства, рыболовства и мелиорации. Мы обратили внимание на наличие рыбоходного канала, имеющего большое значение для нереста рыбы. Нас заверяют, что он будет готов практически одновременно с завершением первого этапа строительства, - подчеркнул во время очередной инспекции губернатор.

Советник главы региона Виктория Абрамченко также напомнила о том, что необходимо найти верный баланс интересов экономики и экологии при создании и дальнейшей эксплуатации столь сложных гидротехнических сооружений.

- На Дону по пути движения рыбы на нерест в Цимлянское водохранилище есть еще несколько шлюзов. Если при проектировании Багаевского гидроузла канал, по которому рыба может беспрепятственно подниматься на нерест, запланировали с самого начала, то при строительстве еще в советское время Кочетовского гидроузла такой канал не проложили. Ситуацию с доступом к нерестилищам нужно исправлять - строить рыбоходный канал в обход Кочетовского гидроузла. И решение этого вопроса, безусловно, требует федерального участия. Буду лоббировать интересы региона и добиваться федерального финансирования, - сказала Абрамченко.

В ходе строительства Багаевского гидроузла предусмотрена рекультивация земель и ландшафтное проектирование: построят берегоукрепительные сооружения, создадут пляжи, искусственные рыбные нерестилища, приближенные к естественным, и восстановят зеленую зону.

Также в Ростовской области в ближайшие годы планируется увеличить срок навигации по Дону, рассказал на заседании Морского совета при правительстве региона глава ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация" Сергей Гайдаев. Пока она длится восемь месяцев (с 1 апреля по 1 декабря). В перспективе можно было бы перейти на круглогодичную навигацию, однако это будет стоить колоссальных денег.

По словам Гайдаева, главное условие любой навигации - судоходная глубина. Для этого на Дону производятся судоходные попуски из Цимлянского водохранилища. Однако на самом водохранилище есть проблема с наполняемостью, притом что увеличение срока навигации потребует дополнительных затрат воды. Решить эту проблему поможет только Багаевский гидроузел. Сначала планируется перейти на девятимесячную навигацию, а затем и на одиннадцатимесячную.

Кстати

Строительство Багаевского гидроузла началось в 2018 году. Работы финансируются из федерального бюджета. Стоимость проекта - 35,9 миллиарда рублей. Первый, подготовительный этап строительства Багаевского гидроузла был завершен в 2021 году.

По данным Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова, после завершения строительства чистый дисконтированный доход при расчете общественной эффективности проекта составляет 47,4 миллиарда рублей при сроке окупаемости семь лет, а срок окупаемости затрат из федерального бюджета за счет налоговых поступлений - 15 лет.

История вопроса

Как сообщил "РГ" доктор технических наук Алексей Косолапов, когда в СССР принимали решение о строительстве Цимлянского водохранилища и каскада гидросооружений на Дону, то преследовали две цели: дать импульс развитию водного транспорта и обеспечить водой орошаемые земли.

Предполагалось, что все сооружения (Цимлянское водохранилище и пять гидроузлов) построят за пять лет. Водохранилище действительно соорудили всего за четыре года, и первое его наполнение прошло в 1953 году. Но затем строительство гидросооружений по ряду причин приостановили: Николаевский и Константиновский гидроузлы построили в 1970 - 1980-е годы, а строительство Багаевского началось лишь в 2018-м.