Казалось бы, появление QR-кодов на терминалах вновь позволило оплачивать покупки телефоном бесконтактно и получать за это кешбэк как по карте. Но и здесь некоторые магазины сумели адаптироваться и подошли необычно. То место на новых терминалах, где возникает QR-код для оплаты, они могут заклеить стикером.
Совершить покупку через заклеенный код не получится, камера просто не сканирует его. Продавец предлагает почти такой же QR-код, но распечатанный. Через него уже получится оплатить, но через систему быстрых платежей (СБП) в таком случае не начисляется кешбэк.
Магазин, предлагая второй вариант, заметно экономит на эквайринге. Клиент же дополнительную выгоду в виде кешбэка недополучает. "Как правило, экономия на приеме платежей по СБП против карточных составляет 1% и более. И это действительно весомая разница", - рассказал "РГ" эксперт в сфере платежей и переводов Максим Митусов. По его словам, руководство магазинов даже проводит обучение сотрудников и вводит им в план продвижение выгодного для торговой точки платежного метода. "Расходы на эквайринг для ретейла достаточно большие. Они могут достигать 2,5% для торгового эквайринга и 5% - для интернет-продаж", - добавляет Анна Гондусова, директор по работе с клиентами УК "Альфа-Капитал".
Такие ставки, по ее словам, платит продавец с каждой суммы, которая поступает. Если есть способ обойти такую расходную статью даже в ущерб интересам покупателя, магазин это сделает, полагает эксперт.
Подобный способ, с одной стороны, несколько ограничивает возможности покупателей. Особенно это актуально для пользователей смартфонов Apple: доступ к NFC пропал еще с 2022 года. При этом к оплате по QR-коду на терминалах подключаются и другие банки, предлагающие своим клиентам повышенный кешбэк на какие-то категории товаров. И если человек не взял с собой карту и варианта оплаты по NFC у него просто нет, придется воспользоваться QR-кодом по СБП. С другой - такой вариант является законным.
"К законности вопросов нет, но в плане этики - точно есть, - считает Гондусова. - Но когда на кону стоят заработки бизнеса, отношения с покупателем в ряде случаев могут отойти на второй план". И речь идет о серьезных суммах в масштабе дня.
Ситуации, когда QR на терминале заклеен и прямо написано "QR не работает", действительно встречаются, подтвердил Митусов. В основном это встречается в небольших магазинах. Но это не какой-то осознанный процесс массовой диверсии, а скорее, локальная оптимизация и частная инициатива, пояснил эксперт.
Возникают такие случаи и из-за проблем со связью, интернетом, техническими трудностями. "Неоднократно спрашивал об этом продавцов, они, как правило, спокойно рассказывают и честно признаются, что бывают сбои, и QR-код просто заклеивают, чтобы не задерживать очередь", - говорит он. Сама технология при этом еще молода и возможны некоторые болезни роста, не исключает Митусов.
Как ранее объяснила "РГ" Мери Валишвили, доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова, оплата с помощью QR-кодов активно продвигается с прошлого года. Малый и средний бизнес, в свою очередь, широко использует выгоды от нее.
Многие покупатели, по словам эксперта, по началу также с интересом отнеслись к новой технологии и предпочитали так расплачиваться. "Однако некоторые уже поняли, что могут потерять на этом бонусы и кешбэк от банков, и стали вновь возвращаться к оплате банковскими картами", - рассказала Валишвили.