Публичные каналы с аудиторией свыше 1000 человек в сутки обяжут передавать данные о себе в Роскомнадзор
В ведомстве напомнили, что согласно ч. 2 ст. 10 закона № 149-ФЗ информация, распространяемая без использования СМИ, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или распространителе в форме и объеме, достаточном для его идентификации. Это требование распространяется на персональные страницы пользователей соцсетей, однако в большинстве случаев не исполняется.
"Законопроект предлагает конкретизировать это требование и распространить его не на всех пользователей социальных сетей, а только на тех, чья ежедневная аудитория превышает 1000 человек. Согласно инициативе такой пользователь обязан сообщить в Роскомнадзор свои ФИО и контактную информацию для направления юридически значимых сведений. Это не регистрация в ведомстве, а уведомление регулятора о том, что владелец аккаунта занимается распространением информации", - заявили в Роскомнадзоре.
Там добавили, что инициатива предполагает, что российским компаниям будет запрещено распространять свою рекламу на публичных страницах, пользователи которых не сообщили о себе в Роскомнадзор.
В "РГ" уточнили отношение регулятора к популярной практике нагона ботов на каналы в Telegram в ходе конкурентной борьбы. Считается, что это может дискредитировать канал и понизить его ценность в глазах аудитории и потенциальных рекламодателей. Кроме того, планка суточного охвата вполне может быть достигнута за счет перепубликации в более посещаемый канал. Все это может произойти без согласия владельца и даже без его ведома.
"У каждого пользователя социальной сети есть возможность закрыть свою страницу от посторонних пользователей, оставив ее доступной только для близких людей. Если страница открыта и количество посетителей за сутки превысило 1000 человек, то человеку необходимо уведомить Роскомнадзор", - заявили в Службе.
Там напомнили, что анонимность в интернете ведет к безответственности: злоумышленники чувствуют себя безнаказанными. Например, они регистрируют на SIM-карты без установленного владельца фейковые аккаунты в мессенджерах и соцсетях. Создают сообщества, в которых распространяют фейки, информацию, призывающую к насилию, вовлекающую детей в совершение противоправных действий и другие запрещенные сведения.
"Сегодня онлайн-платформы часто выполняют роль СМИ для россиян. Анонимность распространителей контента опасна: сообщения экстремистского содержания могут оказать эффект "разорвавшейся бомбы". Недостоверная информация - нанести урон не только отдельной личности, но и безопасности целого государства. Важно, чтобы сведения о пользователе, распространяющем информацию в соцсети или мессенджере, были известны. Только в этом случае можно обеспечить безопасную информационную среду", -заявили в Роскомнадзоре.
"Насколько я понимаю смысл данной инициативы, речь не идет о процедуре, аналогичной регистрации СМИ (или реестру блогеров). Тут уместнее вспомнить ФЗ о персональных данных, который предписывает обязательное уведомление регулятора об их сборе и обработке. Только в данном случае предлагается уведомлять его о профессиональной деятельности по распространению информации. В любом случае эту инициативу предлагается обсудить и проработать в том числе с отраслью", - пояснил замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин, соавтор законопроекта о контроле за оборотом SIM-карт.
Глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн также подтвердил "РГ", что ознакомился с инициативой и что она прорабатывается. При этом, полагает Хинштейн, введение любого требования работает только при условии, что есть ответственность за его неисполнение.
"Нововведения создают обязательства не только для блогеров, но и для рекламодателей. Поэтому необходимо предусмотреть механизм проверки/подтверждения передачи подобного уведомления таким образом, чтобы достоверность информации могла быть проверена", - сообщила Ирина Шамонина, руководитель юридического отдела агентства DIDENOK TEAM. Она отметила, что каналы с аудиторией порядка 1 тыс. человек крайне редко привлекаются для рекламных кампаний. "Учитывая, что нововведения добавят обязанности для блогеров, то стоит ожидать прореживания рекламного рынка. С другой стороны, это может значительно оптимизировать работу Роскомнадзора в части сбора информации о нарушениях (в том числе и по маркировке)", - отметила Шамонина.