В Зауралье после шести лет обещаний так и не отремонтировали дорогу к селу

В Курганской области в этом году намечено привести в нормативное состояние 350 километров автотрасс за счет нацпроекта "Безопасные качественные дороги" и субсидий регионального дорожного фонда. Всего на финансирование дорожного хозяйства предусмотрено 12,9 миллиарда рублей. Но в этих планах не нашлось места и денег на ремонт дороги в Щучанском муниципальном округе, за которую жители села Белоярского бьются уже более шести лет.
Даже в сухую погоду поездка по этому участку дороги - настоящий экстрим.
Даже в сухую погоду поездка по этому участку дороги - настоящий экстрим. / Валентина Пичурина/РГ

- Хорошо, что вы приехали в сухую погоду, - встретили корреспондента "РГ" местные жители. - В дождь по нашей дороге двигаться рискованно.

- Меня весной вытаскивали двумя тракторами, - рассказывает Ольга Карпова. - Машину всего два года назад купили, а уже два раза в сервисе побывала.

- Нам ремонт пробитого днища обошелся в 20 тысяч, - делится своей бедой Любовь Лыжина.

Нормальная дорога для жителей Белоярского - вопрос жизни и смерти. В селе нет ни больницы, ни аптеки. Хочешь не хочешь, а надо ехать в город: в Щучье, Курган или Челябинск. Скорая помощь в распутицу может не добраться. Соцработник Ирина Никитина сама возит на машине своих подопечных, в результате в этом году уже дважды приходилось вызывать автоэвакуатор, сейчас автомобиль снова в ремонте. Общественный транспорт в село давно не ходит, поездка на такси обойдется в 1,5-2 тысячи рублей.

В Белоярском находится храм Флора и Лавра - образец уральского барокко XVIII века, представляющий интерес для туристов. Но кто рискнет сюда ехать?

Хотя преодолеть надо всего-то 15,5 километра от федеральной трассы "Иртыш". Но даже в сухую погоду в отдельных местах глубина колеи здесь достигает 50 сантиметров. А ведь по этой дороге возят и детей на школьном автобусе. По словам родителей, в распутицу учеников сразу же переводят на дистант, что сказывается на качестве образования. Бывает, что жители Белоярки и близлежащих деревень остаются без хлеба: поставщики отказываются сюда ехать.

Про "убитую" дорогу знают все: областные и районные власти, надзорные органы, ГИБДД… Знают и регулярно строчат как под копирку ответы на жалобы сельчан. У Анатолия Стешенко накопилось таких отписок на целую книгу в духе гоголевского "Ревизора" - о том, с какой легкостью чиновники могут давать обещания и так же просто и абсолютно безнаказанно их не выполнять.

Например, 9 октября 2023 года ГКУ "Курганавтодор" сообщил Стешенко о заключении госконтракта на разработку проектной документации на капремонт участка, а 15 мая 2024 года известил, что она подготовлена, объект включен в план на 2024 год. Такой же ответ поступил и на обращение ОНФ. Но буквально через месяц учреждение заявило, что по нацпроекту "БКД" белоярской дороги в плане 2024-2025 годов нет, прорабатывается вопрос возможных источников финансирования.

Анатолий обратился в управление президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, где последнюю информацию подтвердили. И, ссылаясь на правительство региона, пояснили: "При составлении планов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Курганской области первоочередным является доведение транспортно-эксплуатационных качеств автодорог, отнесенных к высшей категории, на которых высокая интенсивность движения и где проходит наибольший поток грузопассажирских перевозок. Численность населения села Белоярского составляет 443 человека, интенсивность движения транспортных средств - не более 70 автомобилей в сутки".

Жители считают, что федеральный центр ввели в заблуждение: трассой "Иртыш"-Белоярское пользуются еще три населенных пункта - Косулино, Красноярское и Чесноки, а это уже не менее тысячи человек. Но даже если и 400 - разве они не имеют право на нормальные условия?

Кстати, и количество автомобилей здесь явно больше 70, а если бы дорога была проезжей, оно бы еще выросло. В Белоярском, например, находится храм Флора и Лавра - образец уральского барокко XVIII века. Как говорится в муниципальной программе развития туризма в Щучанском округе, храм представляет особый интерес для туристов. Только кто сюда рискнет ехать?

Так почему же никто не слышит местных жителей? На этот счет у них своя версия. За селом находится карьер, откуда большегрузы возят песок по многострадальному участку дороги - собственно, они и разбивают полотно. Но если закрыть на ремонт, бизнес остановится. По иронии судьбы песок возят на строительство другой трассы.

Есть и другая версия, косвенно подтверждающаяся криминальными новостями: 26 июня оперативники УФСБ задержали бывшего начальника и действующего сотрудника ГКУ "Курганавтодор", которые в 2022 году приняли и оплатили ремонт дорог в Половинском районе, оказавшийся на деле фикцией. Бюджету нанесен ущерб почти на 15 миллионов рублей. Вот жители и задаются вопросом: может, и в Белоярском на бумаге все отремонтировано?

Кстати, в прошлом году вопрос об этой трассе слушался в судах - сначала в Курганском городском, затем в областном. С иском обратился прокурор Щучанского района, который просил возложить на ГКУ "Курганавтодор" обязанность привести автодорогу межмуниципального значения в соответствие с техническими требованиями, а на региональный департамент строительства, госэкспертизы и ЖКХ - профинансировать работы. Коллегия по административным делам облсуда дала год на устранение нарушений - срок истек 7 июня 2024 года. Но решение до сих пор не исполнено.

Что же делать селянам? Самые отчаявшиеся предлагают отсыпать участок своими силами, а от грузовиков загородить бетонными блоками. Есть вариант и помягче: пригласить в гости областных депутатов, представителей правительства, прокурора региона, причем в дождливую погоду. Может, тогда дело сдвинется.

P.S.

Когда верстался номер, Анатолию Стешенко пришел очередной ответ из "Курганавтодора" о том, что выделение денежных средств на ремонт дороги запланировано на 2026 год. Пока же при наступлении благоприятной погоды "будут проводиться работы по приведению автомобильной дороги "Иртыш" - Белоярское в проезжее состояние путем выравнивания проезжей части с добавлением нового материала". Пинг-понг продолжается.