Бомбардировочная авиация ВКС отправляет точно в цель даже неуправляемые бомбы

Бомбардировочная авиация ВКС России, работающая в зоне СВО, способна положить даже неуправляемые свободнопадающие бомбы точно в цель. Обеспечивается это наличием на бортах наших самолетов прицельно-навигационного комплекса, или специализированной вычислительной подсистемы СВП-24 "Гефест". Подсистема в режиме реального времени проводит расчет траектории падения неуправляемых боеприпасов, тем самым кратно повышая их точность.
"Гефест", обеспечивающий точное бомбометание, стоит и на почти стратегических Ту-22М3, и на фронтовых Су-24М.
"Гефест", обеспечивающий точное бомбометание, стоит и на почти стратегических Ту-22М3, и на фронтовых Су-24М. / РИА Новости

Прицельного устройства с такими характеристиками нигде в мире больше нет. Возможно, именно "Гефест" очень интересовал украинских технических специалистов и их кураторов из НАТО, что и послужило одной из причин охоты за Ту-22М3. Название комплекса - имя древнегреческого бога, покровителя кузнечных дел, которого самого считали лучшим кузнецом в мире. Оно отражает суть - каждый удар точен и сокрушителен.

Повышение точности бомбометания - одна из важнейших и в то же время сложнейших задач боевой авиации. Решается она различными способами. Наиболее эффективным считается создание корректируемых и самонаводящихся авиабомб. Помимо оригинальных конструкций воздушных боеприпасов блоки управления ставятся на свободнопадающие бомбы, которыми арсеналы переполнены.

Одна из самых известных западных систем - JDAM. Это навесной комплект навигации и управления, устанавливаемый на обычную свободнопадающую авиабомбу. Известно, что блоки JDAM страны НАТО поставляют на Украину, которая их активно применяет.

Система наведения JDAM состоит из трех основных компонентов: инерциального блока с лазерным гироскопом, стандартного армейского GPS-навигатора и управляющего микропроцессора. Все три компонента взаимосвязаны в единый комплекс. Наличие JDAM, как утверждают его разработчики, позволяет поражать цель с круговым вероятным отклонением не более 10-12 метров.

Обеспечивается возможность бомбометания с прямолинейного полета, с разворота, даже с креном до 90 градусов - бомба все равно найдет цель

Однако есть два существенных момента. Во-первых, система отнюдь не дешевая. Во-вторых, достаточно сложные электронные "мозги" прикреплены к конкретной бомбе, улетают и взрываются вместе с ней.

Российские специалисты пошли другим путем - простым и, без преувеличения, гениальным.

Электронная система управления полетом бомбы не улетает, как в JDAM, а остается на борту самолета. Важно и то, что бомба - свободнопадающая, она не корректируется. Вместо этого траектория ее полета строится так, чтобы обеспечить самую высокую точность. При этом обеспечивается возможность осуществлять бомбометание с прямолинейного полета, с разворота, даже с креном до 90 градусов - бомба все равно найдет цель.

Разработчики сумели свести воедино позиционирование носителя боеприпаса и десятков физико-технических параметров окружающей среды и самого самолета.

При помощи системы глобального позиционирования ГЛОНАСС происходит соединение позиционирования цели и носителя. СВП-24 позволяет бомбардировщику получать целеуказание и наносить удары в соответствии с указанными координатами. "Гефест" способен рассчитывать оптимальную высоту сброса боеприпасов.

Расчеты делает бортовой вычислительный комплекс СВП-24, который объединяет приборы прицеливания, навигации и управления. Эффективность значительно повышается, если в работу включается наземная разведка или разведчики-беспилотники.

Процесс бомбометания происходит в автоматическом режиме.

Система наведения определяет наиболее благоприятный для сбрасывания неуправляемых бомб момент с учетом расстояния до цели, высоты и скорости полета, погодных условий (например, скорости ветра), положения самолета в воздухе и аэродинамических характеристик самих боеприпасов.