- Для развития региона как транспортно-логистического центра, учитывая его приграничное положение с Казахстаном, очень важно, чтобы пункты пропуска были современными, комфортными для прохождения и, конечно, обеспечивали весь существующий грузопоток. И он точно будет расти, потому что мы расширяем транспортный коридор "Север-Юг", - прогнозирует губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
Чтобы расшить одно из узких мест на этом пути, началась модернизация приграничного пункта пропуска "Бугристое". Всего таких специализированных объектов на рубежах РФ с Казахстаном 52, на Южном Урале девять. Погранпереход "Бугристое" - в зоне повышенного внимания, потому что по мощности он второй на российско-казахстанской границе, а после его реконструкции существенно, с 13 до 32-х, увеличится количество полос для движения транспорта, ежесуточная пропускная способность при этом вырастет с 7 до 18 тысяч человек и с двух до четырех тысяч единиц автотранспорта. Ускорение потока послужит развитию трансграничных экономических связей.
К важным инфраструктурным объектам, призванным сыграть значительную роль в развитии ВЭД, относится и торгово-логистический комплекс (ТЛК) "Южноуральский", расположенный в нескольких десятках километров от областного центра. При товарообмене между государствами-партнерами он выполняет функцию терминала-накопителя на контейнерном маршруте станция Формачево (Челябинская область) - Достык (Казахстан) - КНР. По этой железнодорожной ветке осуществляется доставка грузов из центральной и северо-западной частей Китая на территорию России.
Перспективным, впрочем, считается и направление грузопотоков через ТЛК по восточному маршруту коридора "Север-Юг", ориентированного на страны Центральной Азии и Ближнего Востока с выходом на Персидский залив. Доставка контейнеров из Челябинска до иранского порта Бендер-Аббас по этой нитке занимает сейчас 10 дней. В прошлом году стартовал эксперимент, связанный с транспортировкой грузов в этот порт через Туркмению.
Но есть также западное дорожное ответвление, через иранские города Решт и Астару, между которыми должна появиться новая магистраль как часть транспортного коридора от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи в Индии. И на этом маршруте Южному Уралу тоже уготована особая роль. Это еще один довод в пользу развития "точек входа" на территорию Казахстана. В соответствии с этой логикой, после расшивки входного "створа" на восток челябинские власти прогнозируют рост нагрузки на ТЛК "Южноуральский": сейчас его перерабатывающая способность - 800 тысяч тонн грузов в год, а в перспективе просматривается увеличение до трех миллионов тонн. Поэтому недавно было принято решение о строительстве здесь нового складского комплекса площадью около 60 тысяч квадратных метров, развитии внутренней инфраструктуры терминала, что ускорит оборот контейнеров и, следовательно, повысит трафик.
Под планы интенсификации грузоперевозок верстается и программа реконструкции шоссейной сети. В частности, на участке федеральной автодороги А-310 Челябинск - Троицк - Казахстан от Еманжелинска до поворота на поселок Синий Бор запланирован капитальный ремонт с расширением магистрали до четырех полос. Он давно назрел: трасса сильно загружена, в сутки здесь проезжают около 17 тысяч машин, и поток растет. Модернизировать ее под новые потребности будут с 2024-го по 2026 год.
Более удобное транспортное сообщение внутри самого региона, особенно на приграничных территориях, тоже будет способствовать наращиванию межгосударственных коммуникаций. Так, на Южном Урале продолжаются работы на федеральной трассе М-5. В этом году в планах запустить расширенный до четырех полос участок между Чебаркулем и Миассом, параллельно ведутся работы у границы с Башкортостаном. Подготовлена документация для реконструкции еще двух участков.
Обсуждается и запуск скорого электропоезда "Финист" между Челябинском, Каменском-Уральским и Екатеринбургом. Есть у региона планы опережающего финансирования строительства аэропорта в Магнитогорске: в следующем году в городе металлургов собираются приступить к возведению нового терминала, что также усилит транзитные возможности территории, ее роль федерального приграничного хаба.
- Президентом России Владимиром Путиным поставлена задача довести пропускную способность пограничных пунктов пропуска, особенно автомобильных, до уровня не более 10 минут на каждую грузовую машину. Задача сложная, но выполнимая. На ее решение выделены дополнительные средства - порядка 150 миллиардов рублей до 2030 года. На погранпереходе "Бугристое", к примеру, уже установлена специальная техника - портальные инспекционно-смотровые комплексы. Мы должны приложить все усилия, чтобы все сделать вовремя, может быть, даже досрочно. Я благодарен губернатору Челябинской области за постоянный контроль ситуации на объекте. Совместными усилиями вместе с губернатором, Росгранстроем и нашими подрядчиками мы выполним задачу, которую поставил перед нами президент, - подчеркнул зампредседателя правительства РФ Виталий Савельев, приезжавший на Южный Урал, чтобы познакомиться с ходом модернизации объектов транспортной инфраструктуры.