Практически ровесница краевой думы - Парламентская ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье". В 1994 году было принято решение об образовании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти Дальнего Востока и Забайкалья, а в 1995-м это решение выполнено. Ирина Валериевна, что дает думе участие в таком объединении?
Ирина Зикунова: Инициатором создания парламентской ассоциации был первый спикер Законодательной думы Хабаровского края Виктор Озеров, он же стал и ее руководителем. Сейчас объединения такого формата, как "Дальний Восток и Забайкалье", действуют во всех федеральных округах. И это дает силу законодательным инициативам регионов, которые мы представляем на федеральный уровень.
Краевая Законодательная дума, пользуясь правом законодательной инициативы, может предложить какую-либо норму, поправку в тот или иной федеральный закон. Но достаточно сложно получить поддержку от Государственной думы, правительство Российской Федерации тоже весьма взыскательно смотрит на такие идеи. Иногда это связано с формальным несоблюдением канонов законотворческой техники. Но чаще сказывается узость регионального взгляда, когда местную проблему пытаются решить общим положением в федеральном законе.
Но если мы получаем одобрение, поддержку и понимание от членов ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", значит, норма предлагается в интересах граждан или организаций как минимум всего дальневосточного макрорегиона.
Кроме того, спикеры региональных парламентов активно взаимодействуют, обмениваются опытом, консультируют друг друга, осуществляют при необходимости мозговой штурм. Руководители законодательных собраний и дум координируют всю повестку в своих регионах, поэтому у них есть возможность широкого, общесистемного взгляда. Когда вместе действуют такие люди, создается очень хорошая синергия комплексного опыта.
Коллеги по парламентской ассоциации поддержали ряд инициатив краевой Законодательной думы. Например, мы обращались с просьбой ускорить разработку критериев комплексной оценки на предмет отнесения территорий к районам Крайнего Севера. Было общее обращение для поддержки предприятий лесохозяйственной отрасли в период запрета на экспорт круглого леса и в ситуации санкционного давления. Поддержала ассоциация и нашу инициативу об изменении федерального закона о кочевом пчеловодстве.
Сплоченно работают парламентские ассоциации, представляющие другие макрорегионы. Такие интегративные объединения позволяют сделать законотворческие процессы более системными, управляемыми и действительно поддерживать объективные дальновидные инициативы.
Краевая дума не только взаимодействует с коллегами в рамках Парламентской ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", но и заключает межпарламентские соглашения с законодательными органами других российских регионов. В чем цель таких договоренностей и как они выполняются?
Ирина Зикунова: Дума Хабаровского края входит в круг партнеров Санкт-Петербургского Законодательного собрания. Парламент города на Неве очень опытный и мощный, практически все депутаты трудятся на постоянной профессиональной основе. У нас близкие точки зрения, что помогает в работе. К примеру, накануне Дней парламентаризма я была в Санкт-Петербурге, и с заместителем председателя Законодательного собрания Павлом Иткиным мы поделились опытом: я отдала ему часть своей презентации для молодежи, он рассказал, как они работают с молодежью и инвалидами.
В соглашении с Ил Тумэном Республики Саха есть интересный аспект - взаимодействие в интересах представительных органов муниципального уровня. В Якутии много улусов и там достаточно большое звено поселенческого представительного управления. В Хабаровском крае так же. У нас действуют Совет муниципальных образований и Совет председателей представительных органов муниципальных образований при Законодательной думе Хабаровского края - очень серьезный и квалифицированный орган, составленный из представителей собраний депутатов. В нашей думе был десант из глав якутских улусов. Мы обсудили проблематику, которой занимаемся, и сошлись на том, что есть основания для заключения соглашения и организации сотрудничества. И подписали договор с председателем Государственного собрания Республики Саха (Якутия) Алексеем Еремеевым. Причем совершенно не шаблонный договор.
Хорошо нам помогли на этапе формирования муниципальных округов друзья из Амурской области. Мы благодарны председателю Законодательного собрания Приамурья Константину Дьяконову. Глава нашего профильного комитета Игорь Гудин ездил туда в командировку, встречался с руководством образованных округов, вникал в организационные тонкости. И это сослужило добрую службу: процесс трансформации муниципальных районов в нашем крае идет ровно.
Межпарламентские соглашения - это не просто обещание делиться информацией (при современных средствах связи это несложно), но и проведение совместных мероприятий. Например, заседаний советов. То, что делается вместе, приобретает вес и значение, потому что охватывает интересы более широкого круга, нескольких регионов.
Полезны и личные контакты глав парламентов. К примеру, в январе я общалась с руководителем Законодательного собрания города Севастополя Владимиром Немцевым, он дал очень важную консультацию. Возможно, в перспективе заключим соглашение с севастопольцами. Интересно было работать с исключительно опытным представителем публичной власти - главой Государственного совета Республики Крым Владимиром Константиновым.
Все это открывает прямой контакт для взаимодействия законодательных органов регионов.
В рамках майского заседания Парламентской ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" подписано соглашение о сотрудничестве краевой Законодательной думы и Народного совета ДНР. В чем особенности этого договора?
Ирина Зикунова: Во главу угла ставится наша миссия помогать возвращенным регионам Российской Федерации включиться в общую законотворческую повестку, содействовать в отработке регламента. В региональном законодательстве, даже в регламентных нормах, еще многое можно и нужно решить: какие-то вещи упростить, какие-то сделать более работающими и конструктивными.
Мы с председателем Народного совета Донецкой Народной Республики Артемом Жогой подписали соглашение и от души открыты сотрудничеству. Наша задача, прежде всего, - содействовать становлению и развитию законодательства ДНР, делиться формами организации работы законодательного органа. У нас в думе достаточно много своих форм деятельности, в том числе - парламентского контроля и парламентской дискуссии. Сейчас в Донецкой Народной Республике идет становление и развитие своего законодательства, и все российские регионы, соответственно, помогают.
В последнее время усилились международные контакты Законодательной думы Хабаровского края. Прошли официальные визиты в китайские провинции Хэйлунцзян и Гуандун, встреча с северокорейскими дипломатами. Какой полезный опыт получают хабаровские депутаты в результате таких контактов?
Ирина Зикунова: Выход на заключение международных парламентских соглашений совсем не случаен: был взаимный интерес как с китайской стороны, так и с российской.
Нас в этом деле, прежде всего, вдохновляли задачи, поставленные Советом Федерации. В СФ я включена в состав Совета законодателей по международной парламентской деятельности, потому что я представительница приграничного региона, а Совет Федерации занимается в том числе организацией международных связей между региональными парламентами и симметричными структурами сопряженных государств.
Раз задача поставлена, ее необходимо решать. И наша Законодательная дума начала работу по выходу на соглашение с провинцией Хэйлунцзян - с нашим соседом, приграничной территорией, сотрудничеству с которой фактор транспортной близости благоприятствует как нельзя лучше. Вторая провинция, которую мы выбрали для заключения договора, - Гуандун. Это самая богатая, самая предпринимательская провинция КНР с населением 126 миллионов человек. Десять процентов ВВП Китая производится в этой провинции.
Соглашения о сотрудничестве между Законодательной думой Хабаровского края и Постоянными комитетами Собраний народных представителей провинций Хэйлунцзян и Гуандун были подписаны в октябре прошлого года. Их цель - способствовать формированию законодательства, которое будет содействовать международным социально-экономическим связям, обмен опытом парламентской деятельности, расширение торгово-экономического сотрудничества и связей между жителями регионов, защита интересов участников торгово-экономических связей, развитие цифровой экономики и высокотехнологичного производства, упрощение взаимных обменов.
Наши отношения - это, по сути, парламентская дипломатия. Мы от Российской Федерации и наши китайские друзья являемся посланцами не только гражданственности и общей культуры, но и амбассадорами в построении народовластия, которые раскрывают и передают суть ожиданий наших граждан, наших стратегий, намерения публичной власти и образуют дружественную связь и цель помогать и содействовать предпринимательству в том, чтобы оно выходило на более глубокую международную кооперацию.
В региональном законодательстве Хабаровского края есть нормы, позволяющие сделать международное взаимодействие плодотворным и продуктивным. Достаточно много законов уже принято во имя привлечения инвесторов, чтобы они осуществляли свою деятельность с учетом наших возможностей и интересов. Есть бюджетные нормы, связанные с финансированием программ продвижения продукции и услуг Хабаровского края через выставочно-экспортную и конгрессную деятельность. Мы как депутаты должны знать экономические процессы, чтобы соответствующие нормативные акты принять и правильно с правительства спросить, как они реализуются.
Такому же овладению информацией служили визиты в китайские провинции. В Гуандуне мы встречались с предпринимательским сообществом, там оно очень активное, действительно сильный предпринимательский дух в этой провинции. Бизнес там богатый и располагает серьезными возможностями для инвестирования. Но нужно понимать, что инвестиции - это доверие. И за рубежом мы продвигаем образ России и, в частности, Хабаровского края как надежного партнера, как региона, в который можно приходить с инвестициями. Но одновременно мы настойчиво проводим линию на понимание того, что в России есть своя стратегия экономического развития, технологического суверенитета, технологического прорывного развития, и это тоже нужно учитывать.
На встречах в китайских провинциях мы предлагали инвестировать в совместные предприятия, которые российская сторона будет поддерживать в обойме тех льгот и преимуществ, что предусмотрены нашим законодательством. Предприниматели КНР обращались с запросами по поводу транспортных тарифов.
Встречались мы там и с депутатами, чтобы, возможно, взять от них какой-то опыт для организации деятельности нашей думы. Формы работы у них практически такие же, как и у нас, но связь депутатов с людьми гораздо теснее. Нет двух сторон - депутат и избиратель. Они вместе - те, кто представляет интересы народа, и те, чьи интересы они представляют. Такое единение рождает абсолютное доверие друг к другу. Этому мы можем учиться у китайских друзей.
Как межпарламентские связи устанавливаются и укрепляются на уровне муниципальных образований? Какую роль в этом сыграла Законодательная дума Хабаровского края?
Ирина Зикунова: Дума является интегратором, объединителем наших собраний депутатов на площадке Совета председателей представительных органов муниципальных образований, в состав которого они все входят. И мы ежеквартально - а это довольно часто - проводим заседания совета.
Встречи проходят не обязательно в краевом парламенте. У нас есть такая форма работы, как Дни Законодательной думы в районах, и мы стали приурочивать к этим выездам и заседания совета. Так, Совет председателей собирался в районе имени Лазо, в Комсомольском, Амурском и Солнечном районах. Получается очень хорошо. Такая совместная работа - это возможность калибровки общих решений и инициатив. Это возможность изучения и передачи опыта. Это возможность через руководство представительного органа напрямую донести публичной власти нужды, запросы и ожидания граждан и получить честный ответ - можно это решить сегодня или нет.
Из муниципального звена поступает очень много здравых, хороших предложений. В менеджменте есть такой постулат: реальная власть сосредоточена не у топов, которые очень далеки от потребителя, а в нижестоящих управленческих звеньях среднего и нижнего уровня - у фронтов, как говорят. Эта истина не нова, и она не нова в том числе для системы публичной власти. Потому что именно главы муниципальных районов, председатели собраний депутатов являются выразителями и репутации власти, и ее дел, и вообще всего, что происходит на местах.
Можно накачивать тучу денег сверху - из регионального бюджета, из федеральной казны, выдвигать совершенные шикарные инициативы, но если муниципалитеты не дорабатывают, не честны, не передают запросы людей, не рачительны как хозяева, не открыты для граждан, тогда у вас ничего не получится. Ваши решения не будут реализованы. Управленческая власть публичной системы сосредоточена внизу. Поэтому люди, работающие в муниципальных образованиях, - исключительно ценные кадры. Я их очень уважаю и благодарна им за то, сколько они сделали для думы. И мне очень приятно, что в Хабаровском крае работают такие достойные люди.