На Алтае повышают локализацию производства отечественной сельхозтехники

В Алтайском крае на Дне сибирского поля представили более двадцати новинок отечественных сельхозмашин и оборудования. Прошедший межрегиональный агропромышленный форум показал, что российские машиностроители благодаря кооперации и сотрудничеству с партнерами из дружественных стран успешно замещают ушедшие с отечественного рынка импортные аналоги сельхозтехники. На некоторых алтайских предприятиях уровень локализации производства достигает уже восьмидесяти-девяноста процентов.
Российские производители представили на Дне сибирского поля десятки экземпляров современной техники
Российские производители представили на Дне сибирского поля десятки экземпляров современной техники / Минсельхоз Алтайского края

Алтайские производители сельхозмашин и оборудования представили на Дне сибирского поля свыше 150 экземпляров техники, в том числе два трактора специального назначения, плуги, культиваторы, бороны, посевные комплексы, зерносушилки, навесные погрузочные орудия, колесные диски, шины к сельхозтехнике. А новинки почвообрабатывающей техники Рубцовского завода запасных частей и Алтайского института технологии машиностроения, а также гусеничный сельскохозяйственный трактор ТЛС-5 "Барнаулец" завода "Алтайлесмаш" показали прямо в работе - на демонстрационных полях.

Импортозамещением в агромашиностроении в регионе занялись более десяти лет назад, когда цены на зарубежную технику резко выросли и возникли первые перебои с поставками. Причем не кинулись выпускать все подряд, а подошли к делу с умом. Ученые из Алтайского аграрного университета определили самое востребованное и необходимое оборудование для каждой климатической зоны региона. А производители, объединившись в аграрный кластер, наладили кооперационные связи, чтобы не конкурировать друг с другом, а сотрудничать.

В результате сегодня в Алтайском крае работает уже более тридцати заводов по производству сельхозтехники, и они выпускают почти все, что нужно местным аграриям, за исключением комбайнов и сложных машин. По данным регионального министерства промышленности и энергетики, благодаря такой работе по импортозамещению за последнее десятилетие локализация большинства образцов алтайской почвообрабатывающей и посевной техники достигла восьмидесяти-девяноста процентов. Например, у нового посевного комплекса завода "Комплекс Агро" и техники "Алтайлесмаша" уровень локализации составляет девяносто процентов и выше.

- Санкции, конечно, сдерживают развитие отечественного сельхозмашиностроения, поскольку возникли сложности с комплектующими, которые из Европы теперь не поставляют, - поделился опытом руководитель "Комплекс Агро" Дмитрий Беляев. - Мы переориентировались на азиатский рынок, прежде всего на Китай. Хотя найти надежных поставщиков комплектующих оказалось непросто. При этом импортная техника все равно продолжает поступать на отечественный рынок, в том числе по неофициальным каналам. Если брать статистику, то импортной техники завозится все больше. Но это не касается прицепного оборудования, которое мы давно научились производить сами, - посевных комплексов, культиваторов, почвообрабатывающей техники. А вот тракторы и комбайны по-прежнему к нам едут из-за границы, просто из других стран. Уход крупных поставщиков самоходной техники, таких как "Джон Дир", серьезно ударил по аграриям, но нишу быстро заполнили китайские производители. Правда, это машины до 350 лошадиных сил, а большого трактора в 450-500 "лошадей" пока, к сожалению, нет. Выручают аграриев старые К-700, и "Ростсельмаш" планирует наладить выпуск мощных тракторов.

Алтайские сельхозмашиностроители выстроили тесные кооперационные связи не только друг с другом, но и с коллегами из других регионов. Так, производители топливной аппаратуры, шин и колесных дисков из Алтайского края уже не первый год поставляют комплектующие на главный конвейер Петербургского тракторного завода (ПТЗ). На площадке Дня cибирского поля партнеры обсудили перспективы расширения сотрудничества. По словам губернатора края Виктора Томенко, в этом году планируется примерно на треть увеличить закупку петербургских тракторов. Сегодня на полях края уже работает больше 3,3 тысячи питерских машин, что составляет около двадцати процентов всего тракторного парка региона.

- Мы год назад договорились увеличить поставки наших тракторов на Алтай, и благодаря федеральной и региональной поддержке это удалось сделать, - подтвердил руководитель ПТЗ Сергей Серебряков. - Если за весь прошлой год мы поставили в регион девяносто единиц техники, то за полгода - уже более шестидесяти. В планах - довести годовой объем до 150-180 единиц. Сегодня сложная ситуация для аграриев с ценами на зерно, поэтому господдержку надо сохранить. Если льготные инвесткредиты по-прежнему будут выдавать, то крестьяне смогут продолжить активное техперевооружение.

По словам Сергея Серебрякова, чтобы увеличить объем производства тяжелых колесных дисков, поставляемых из Алтайского края, Петербургский тракторный завод инвестировал собственные средства в закупку необходимых инструментов для Барнаульского завода механических прессов. А на Алтайском заводе прецизионных изделий (АЗПИ) совместно с группой КамАЗ и Тутаевским моторным заводом ПТЗ реализует проект по выпуску новой топливной аппаратуры.

- Проект уже почти готов к реализации. В результате мы получим отечественный двигатель с чугунными головками, и сердцем этого двигателя станет алтайская топливная аппаратура. Главная проблема заключалась в отсутствии в стране своего тяжелого дизеля для тракторов, но в этом году мы запустили линию по обработке чугунной головки, сейчас получим топливную форсунку с АЗПИ, и Россия будет полностью обеспечена своими компонентами для тракторного производства. Также мы расширяем сотрудничество с Барнаульским шинным заводом, который поставляет шины для наших тракторов. Благодаря такой промышленной кооперации нам удается эффективно решать вопросы импортозамещения, - подчеркнул Сергей Серебряков.

Кстати

В кулуарах форума агромашиностроители высказали мнение, что теоретически Россия вообще может отказаться от импортных сельхозмашин, но для полного импортозамещения в этой сфере необходимо более активное участие государства. В частности, нужны действенные инструменты государственно-частного партнерства, чтобы стимулировать создание заводов по производству необходимых комплектующих и компонентов, которые по-прежнему приходится завозить из-за рубежа.