Предупреждения о том, что телефонные звонки с просьбой перевести деньги куда бы то ни было - это мошенничество, сегодня звучат не только по телевидению и радио, их размещают на автобусных остановках, в вагонах метро, даже не больших рекламных билбордах. Однако "особо бдительные" граждане все же поддаются на уговоры. Поэтому очередной заслон на пути телефонных мошенников - законодательный.
Ровно через неделю, с 25 июля, в России вступают в силу изменения в Федеральный закон "О национальной платежной системе", направленные на обеспечение защиты средств граждан в подобных случаях. В первую очередь необходимо сократить время выявления возможных преступлений, отмечает заместитель директора департамента информационной безопасности Банка России Юрий Лысенко. В имеющейся практике в случае совершения кибермошенничества отследить цепочку перевода денежных средств бывает сложно, а главное, долго, поскольку по каждой транзакции необходимо направить запрос в МВД.?Теперь банки сразу, в момент перевода, будут получать информацию о том, что получатель суммы есть в базе МВД - через ФинЦЕРТ (Центр взаимодействия и реагирования Департамента информационной безопасности, специальное структурное подразделение Банка России. От англ. computer emergency response team - группа реагирования на компьютерные инциденты). Подозрительный перевод должен быть заблокирован.
- Если банк не проверил, что получатель транзакции числится в системе МВД, то обязан в течение 30 дней вернуть всею сумму, - поясняет Юрий Лысенко. - Если перевод ушел за границу, то в течение 60 дней.
Банк в свою очередь имеет возможность "заморозить" движение денежных средств. Так называемый период охлаждения, в течение которого транзакция будет приостановлена, может составлять до двух дней. В это время клиент должен подтвердить, что совершает перевод добровольно и осознанно. Если данные получателя при этом есть в ФинЦЕРТе, задержать платеж банк обязан.
- О блокировании перевода денег клиенты банков будут уведомляться отдельно. В течение следующих двух дней заморозки человеку необходимо будет подтвердить проведение операции или же отменить ее, - добавляет Лысенко.
Еще одно законодательное нововведение направлено на то, чтобы лишить кибермошенников необходимых инструментов. Без технологий дистанционного банковского обслуживания (ДБО) жизнь современного человека уже трудно себе представить - мы получаем на карточку зарплату, заказываем любые товары в интернет-магазинах, оплачиваем счета, пользование онлайн-сервисами, совершаем практически любые траты. Количество банковских карт, которые может иметь один человек, не ограничено, и этим пользуются так называемые "дропы", или "дропперы". Они либо продают данные своей карты, либо сами участвуют в преступной схеме. Дроппер получает деньги, обналичивает их в банкомате, получает за это свой процент и передает дальше. Отследить такую цепочку сложно, поскольку осторожный дроппер, конечно же, понесет наличные в другой банкомат другого банка и иногда на другом конце города.
Теперь при получении информации о том, что потенциальный клиент может быть дроппером, банк имеет право отключить ему ДБО, и банковская карта станет бесполезным куском пластика. Если же сведения ФинЦЕРТа подкреплены информацией из МВД, банк обязан это сделать.
Однако меры, которые предпринимаются на законодательном уровне, вовсе не снимают с граждан ответственность за свои кровные. И самый действенный совет, который дают специалисты по кибербезопасности, звучит так: "Если в телефонном разговоре вам говорят про деньги, кладите трубку!"
Анна Ларина, независимый финансовый советник:
- И до внесения изменений в законодательство о платежных системах банки широко использовали анти-фродовые системы, которые защищали деньги клиентов от мошеннических операций. Однако, несмотря на это в 2023 году мошенникам удалось похитить с банковских счетов около четырех миллиардов рублей.
Новый подход увеличивает финансовую ответственность банка в случае мошеннических действий. Счета клиентов окажутся в большей безопасности, потому что у банков будет больше мотивации в отслеживании платежного фрода, в заблаговременном распознавании кибермошенников и предотвращении подозрительных операций, чтобы не возмещать клиентам ущерб из своих денег.
- Сотрудники любого банка никогда не просят сообщить данные вашей карты (номер карты, срок ее действия, секретный код на оборотной стороне карты), и не просят отправиться к банкомату.
- Данные банковской карты, а также секретный код на оборотной стороне карты и пин-код нельзя сообщать никому.
- Если деньги просит перевести родственник, знакомый, начальник, нужно перезвонить и уточнить - возможно, мошенники получили доступ к его аккаунту.
- "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке".