Как провести отпуск на море с Большим летним фестивалем в Сириусе

В Сириусе открылся Большой летний музыкальный фестиваль
Сезон отпусков на черноморском побережье - трудно придумать лучшее время и место, чтобы насладиться классической музыкой без суеты. И как раз в это время на федеральной территории Сириус стартовал Большой летний музыкальный фестиваль, ставший за три сезона крупнейшим музыкальным форумом России.
Пресс-служба фонда "Талант и успех"

По доброй традиции фестиваль открыл Симфонический оркестр Мариинского театра, за пульт которого, вместо заболевшего Валерия Гергиева (о чем стало известно лишь накануне концерта), встал молодой дирижер из Мариинки - выпускник Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, победитель Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. С. В. Рахманинова Гурген Петросян. В течение двух фестивальных open-air-вечеров на Медальной площади Сириуса прозвучали шедевры русских классиков, представив жителям и гостям Краснодарского края панораму музыкальных жанров: оркестровая пьеса, симфония, инструментальный концерт, опера. Впрочем, обо всем по порядку

На встрече с журналистами Ханс-Йоахим Фрай, представляя дирижера, провел параллель с историческим дебютом молодого Леонарда Бернстайна в Карнеги-Холле в 1943 году - когда музыкант без единой репетиции встал за пульт Нью-Йоркского филармонического оркестра, заменив заболевшего Бруно Вальтера. Тот триумфальный концерт стал стартом феноменальной дирижерской карьеры одного из самых выдающихся музыкантов XX столетия.

Станет ли Петросян новым Бернстайном, покажет время. Фото: предоставлено пресс-службой фонда "Талант и успех"

Станет ли Петросян новым Бернстайном музыкального Олимпа, покажет время, а пока - в обрамлении его предельно академичного, собранного и точного дирижерского жеста, с характерной пальцевой экспрессией (схожесть которой со стилем дирижирования маэстро Гергиева сложно не заметить) - Оркестр Мариинского театра исполнил "Испанское каприччо" композитора-юбиляра этого года Римского-Корсакова и Первый фортепианный концерт Чайковского.

Солировала Ева Геворгян, ставшая украшением вечера: пианистка наполнила эту прекрасную, излюбленную публикой знаменитую музыку с большим воодушевлением и, несмотря на замедленные темпы первых двух частей, блестяще исполнила виртуозный финал, в том числе знаменитый бравурный октавный пассаж перед апофеозом коды.

Ева Геворгян. Фото: Пресс-служба фонда "Талант и успех"

Эмоциональной кульминацией концерта стала Четвертая симфония Чайковского: именно в ней оркестр и дирижер (молодой маэстро оставался точен, красив, невозмутим и холоден), наконец, буквально задышали вместе, раскрывая исполнительский потенциал друг друга. И если в "Испанском каприччо" и Концерте Чайковского темпы казались тягучими, то медленная часть Симфонии стала настоящим лирическим откровением вечера.

Неспешное музыкальное повествование было исполнено очарования, а ювелирная фразировка и единое дыхание всего оркестра (которыми славится Мариинский оркестр) буквально загипнотизировали слушателей. Музыка гения Чайковского, полная невысказанной любви, упоительной нежности, доброты, щемящей тоски и тихой боли - всем тем, чем полна русская душа - в теплом бризе, долетающем с моря, казалось, обнимала обволакивающим кантабиле скрипок и чарующим тембром соло фагота. Волшебное ощущение. Особенно хороши были и капризные арабески пецикатто струнных третьей части, и огненный финал Симфонии.

"Музыка Петра Ильича Чайковского - это вершина симфонического творчества для каждого классического музыканта, и это всегда большое счастье - играть его симфонии", - отметил Гурген Петросян. Жаль, что, несмотря на щедрые овации публики, бисов оркестр не исполнил.

Как, впрочем, не было бисов и во второй фестивальный вечер, с концертной версией оперы Рахманинова "Алеко" в исполнении солистов оперной труппы Мариинского театра. Особенно запомнились глубоко прочувствованная драматургия Каватины Алеко в исполнении Максима Даминова (баритон), выразительная любовная лирика в дуэте Молодого цыгана (тенор Александр Михайлов) и Земфиры (сопрано Гелена Гаскарова) и финальная драматическая сцена с хором (Старый цыган - бас Дмитрий Григорьев, Старая цыганка - меццо-сопрано Сара Оганесян). Публика аплодировала стоя.

К слову, партер Медальной площади, рассчитанный на 2000 мест, был полон зрителей, как и вся территория Олимпийского парка, где гости Сириуса могут слушать концерты фестиваля бесплатно. Отдельно стоит отметить работу звукорежиссеров - концерты на открытом воздухе - всегда серьезный технический вызов, с которым в Сириусе справились прекрасно.

"Большой летний музыкальный фестиваль продлится до 25 августа. За шесть недель в Сириусе состоится 25 концертов с артистами первой величины (семь из них пройдут в зале под открытым небом на площади Олимпийского парка), восемь кинопоказов и 20 встреч с артистами", - отметил художественный руководитель фонда "Талант и успех" Ханс-Йоахим Фрай.

Кстати

Афиша фестиваля впечатляет жанровым размахом и пулом приглашенных коллективов: Симфонический оркестр Мариинского театра, Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова, ГАСО Республики Татарстан, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Московский государственный симфонический оркестр, Академический большой хор "Мастера хорового пения" радио "Орфей", Российсско-китайский молодежный "Чайковский-оркестр".

В программе фестиваля - выступления звезд балета, вокальной и инструментальной музыки (среди них - Светлана Захарова, Денис Мацуев, Сергей Ролдугин, Ильдар Абдразаков, Мигель Шебба, Дмитрий Корчак, Ольга Перетятько и др.), творческие встречи со знаменитыми артистами и просветительская программа.