Минтранс поручил своим вузам готовить водителей
Действительно, в последнее время дефицит водительских кадров - налицо. В некоторых регионах их нехватка превышает 30-35 процентов. На базах простаивают грузовики. Отменяются автобусные маршруты. А все потому, что водителей на рынке просто нет.
Как рассказал "РГ" заместитель директора автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Объединенный научно-методический центр" Вячеслав Максимычев, за прошедшие 11 лет дефицит водителей продолжал нарастать. Ушел на пенсию состав водителей, подготовленный еще во времена СССР. Оттоку водителей из отрасли поспособствовала ситуация по их замещению мигрантами, которые сперва закрыли дефицит водителей-россиян, а потом обрушили рынок, когда при падении курса рубля уволились и массово уехали. Сегодня рост зарплаты водителя-профессионала, наверное, один из самых значительных. Средняя зарплата водителя автопоезда составляет 120-170 тысяч рублей. Но так как профессия тяжелая, она непопулярная. Молодежь не идет работать водителями. Ситуация будет усугубляться, так как немало водителей ушли на СВО.
Охотников получить категорию "С" (грузовики) или "D" (автобусы) у нас единицы. Поэтому и автошкол с такой подготовкой теперь сохранилось немного. Но они есть.
Как говорит другой эксперт, поручением предусмотрено создание структурного подразделения в Российском университете транспорта, который находится в Москве и имеет филиал в Сочи. В то время как крупные учебные центры профессионального транспортного образования нужны в каждом регионе, с высокопрофессиональными педагогическими кадрами, необходимым оборудованием и возможностью дотаций на обучение водителей грузовиков и автобусов. Возможно, к этой работе целесообразно привлечь передовые автошколы, уже имеющие лицензию и все необходимые условия для качественной подготовки водителей.
Но подготовка водителей, развитие автошкол и даже обучение этой профессии в вузах - лишь малая толика. Профессия "водитель" перестала быть популярной. Курьер у нас получает больше, чем водитель-профессионал. А водителю приходится неделями пребывать в рейсе, питаться на ходу, в жару и холод преодолевать огромные расстояния. Единственный способ поднять престиж этой профессии, считает Вячеслав Максимычев, - разработать и внедрить госпрограмму по социальной защищенности водителя-профессионала. Увеличить зарплаты, обеспечить ранний выход на пенсию, жилье и прочее. Государству в лице минтранса, минтруда заключить договора с уже действующими автошколами на предмет выполнения госзадания по обучению водителей-профессионалов. Ведь они уже имеют преподавательский состав, материально-техническую базу, лицензии, заключения и, самое главное, опыт работы в этой сфере профессиональной подготовки.