Илья, в период летних отпусков многие сталкиваются с нехваткой мест на поезда по южным направлениям. Можно ли решить эту проблему?
Илья Зотов: Доступность мест в вагонах на сегодня оставляет желать лучшего, поскольку спрос кратно превышает предложение. Одним из решений может стать запуск мультимодальных маршрутов. Сейчас ряд направлений недоступен, потому требуется провести большую работу, которая будет включать снятие нормативных ограничений, организацию покупок мультимодальных билетов и, конечно же, синхронизацию расписания всех видов транспорта.
Стала ли ситуация лучше по сравнению с 2023 годом?
Илья Зотов: В этом году по сравнению с прошлым стало на один функционирующий аэропорт на юге больше - заработал аэропорт Элисты. Он стал дополнительным подспорьем для тех, кто следует в южном направлении.
Что можете посоветовать пассажирам, не успевшим вовремя купить билеты на поезд на юг?
Илья Зотов: В большинстве случаев удобнее выбрать комбинированный маршрут. Долететь до крупного транспортного хаба, а потом на поезде добраться до точки назначения.
Сейчас есть разные варианты комбинированных маршрутов, причем не только наземных, но и водных. В этом году, например, между Сочи и Анапой с остановкой в Геленджике запущена "Комета", сейчас цена поездки - 1 тыс. рублей. Также между Адлером и Анапой ходит "Ласточка", весь путь занимает 8 часов. Мне этот поезд позволяет добираться до Анапы в кратчайшее сроки - сначала 3,5 часа до Сочи на самолете из Москвы, потом "Ласточкой". Тот же поезд идет из Москвы более 20 часов.
Конечно, вместимость самолетов ниже, чем у поезда, и она вряд ли увеличится в ближайший год, но самолеты по направлению летают часто, потому добраться до некого хаба таким образом вполне возможно. Однако стоимость авиабилетов все-таки чуть выше средней цены за проезд другим транспортом.
Самый доступный вид отдыха - это автомобильный туризм. Потому многие собираются компанией, чтобы поехать вместе на юг. Более 50% таких поездок - это автомобильный круиз, т.к. машину можно остановить практически везде. Потом идут автобусные туры, хотя они менее комфортны - не всегда могут совершать остановки там, где вам надо, плюс имеется дефицит автобусного парка и сам он требует обновления. Сейчас в планах запуск производства туристических автобусов в Хабаровском крае. Надеемся, они будут с биотуалетами и кондиционерами.
Как обстоят дела с овербукингом?
Илья Зотов: Летний сезон у нас, как правило, ассоциируется с нехваткой билетов по ряду направлений. Пассажиры раскупают все билеты, которые есть. Со стороны авиакомпаний при таком высоком спросе имеет место и продажа авиабилетов больше, чем мест в салоне самолета. Ситуация с овербукингом летом обостряется, каждая отмена становится еще более болезненной. Многие летят на отдых, люди оплачивают отели заранее - и тут вдруг им отказывают в вылете.
Увы, в законодательстве нет прямого регулирования этого вопроса, нет прямой компенсации. Мы сейчас как представители пассажиров настаиваем на том, чтобы она появилась. Сейчас, если пассажиру отказывают в полете, он может вернуть деньги. Но часто покупка нового билета выходит гораздо дороже, также в день вылета или на следующий день рейсов может не быть. По ряду направлений в регионах рейсы не каждый день, потому надо будет ждать несколько дней. Конечно, по закону пассажиры имеют право обратиться в суд, но практика показывает, что из-за того, что пассажир не сделал отметки в билете, когда ему отказали в перелете, в 50% случаев выигрывает авиакомпания. В такой ситуации важно зафиксировать факт документально.
Где чаще всего встречается овербукинг и как пассажиру отстоять свои права, если улететь надо в любом случае?
Илья Зотов: Первое, что нужно предпринять в подобной ситуации, - сделать все пометки в билете, уточнить возможность пересадки на следующий рейс либо поменять билет на более позднее время - такое тоже возможно. К примеру, в Питер сейчас самолеты из Москвы вылетают каждые 15 минут. И конечно же, стоит обратиться в транспортную прокуратуру. Можно направить обращение в свободной форме о том, что такой случай произошел, - это необходимо, чтобы она провела проверку. Если потери пассажира были существенные - он опоздал на сделку или, к примеру, понес более серьезные потери, не попав на стыковочный рейс, тогда лучше обратиться в суд.
Больше всего овербукинг встречается на наиболее востребованных направлениях, таких как Иркутск, Новосибирск, Казань, Санкт-Петербург или Сочи. Однако с точки зрения законодательства запретить его нельзя - это может быть необходимо, например, при замене самолета из-за неисправности. В этом случае может быть технический овербукинг, если вместо более вместительного самолета пассажирам предоставляют судно с меньшим количеством мест. При введении запретов мы просто остановим многие полеты, потому решать проблему надо четкой и предметной компенсацией, прописанной в законе. При этом должны быть определены категории пассажиров, защищенных от овербукинга. К примеру, это могут быть организованные детские группы или семья, люди с инвалидностью, пожилые граждане.
Также было бы правильно закрепить в законе перечень городов, в отношении которых подобные ситуации могут возникать. К примеру, овербукинг можно разрешить для самых востребованных направлений, таких как Сочи или Петербург, и запретить его в города Дальнего Востока. Так мы, с одной стороны, даем авиакомпании возможность продавать, а с другой, некоторые часто летающие пассажиры сами могут быть заинтересованы в овербукинге. Например, они могут отказаться от своего вылета и перенести его на более позднюю дату, получив при этом достойную компенсацию в виде повышения класса обслуживания, оплату питания и проживания. Но вопрос дискуссионный, и единственного правильного решения тут нет.
РЖД сделают персональный билет для каждого перевозимого поездом животного, введут опцию указания его клички и вида, а также разработают алгоритм действий проводников при нахождении бесхозной зверушки. Все эти новшества в системе перевозок животных потребовались после инцидента с погибшим котом Твиксом.
В холдинге напомнили, что мелкие животные должны перевозиться в переносках, которые размещаются на местах для ручной клади. На одном месте допускается перевозка не более двух мелких домашних животных, собак, кошек или не более двух птиц на один оформленный проездной документ. Выпускать из переноски такого "пассажира" в вагоне запрещено.
Провозить животных можно не во всех вагонах. При покупке билета в кассе такую информацию подскажет кассир, а при покупке онлайн надо обращать внимание на специальный значок в виде лапки животного. Перевозочный документ нужно будет оформлять во всех случаях, даже там, где не предусмотрена оплата. При этом для остальных пассажиров станет доступна информация о месте проезда в вагоне животного - при оформлении билета это будет видно на схеме вагона. Оформить перевозку животного теперь можно и через сайт РЖД. При оформлении также можно указать его вид, описание и кличку, чтобы проводник вагона знал о его перевозке.
Подготовила Нина Егоршева