Мое открытие Китая
Рубрика:В мире
24.07.202417:39

Сергей Сайко, глава дальневосточного филиала "РГ": Путешествие в Чаньчунь 10 лет спустя

Главный город провинции Цзилинь поражает огромным вокзалом и роботами-прислужниками в лифте

Так и хочется начать со штампа: "Тяжелая журналистская судьба закинула меня…." Конечно же, нет. Я люблю ездить в Китай. До пандемии бывал ежегодно. И всегда китайские друзья проявляли искреннее радушие и гостеприимство. Практически сразу после открытия Китая от ковида поехали с коллегой из Владивостока Константином Бахиревым в столицу провинции Цзилинь город Чаньчунь. Провинция Цзилинь граничит с Россией и Северной Кореей.

До этой поездки был в Чаньчуне ровно 10 лет назад. Поэтому было очень интересно оценить те изменения, которые произошли за это время.

Из Владивостока выехали в 5 утра на автобусе. Примерно через шесть с половиной часов добрались до самой южной точки Приморского края - поселка Краскино.

Первое впечатление: за 10 лет ничего не изменилось. Что поселок, что пункт пропуска на границе остались точно такими же. Нам повезло: автобусов с туристами было мало и прохождение российской границы заняло всего минут 50. На китайской тоже никаких препятствий не возникло.

В Китае на пункте пропуска нас встретила знакомая китаянка Катя и повезла в приграничный город со смешным для русского слуха названием Хуньчунь. Название с языка чжурчженей как раз и переводится как "Приграничье".

Десять лет назад, когда мы ездили этим маршрутом, переводчица китаянка говорила: "Хуньчунь - очень маленький город. Очень. Не обращайте внимания. Тут всего 280 тысяч жителей". Всего пять городов в Дальневосточном федеральном округе России больше этого "очень маленького" китайского городка.

По дороге на вокзал мы купили в ресторанчике еды на вынос. А еще 10 лет назад вокзала в Хуньчуне не было. Нас тогда возили в соседний город Янцзы, и потом мы ночь ехали 500 км на поезде до Чаньчуня. Сейчас на месте бывших клубничных полей в Хуньчуне построен просторный вокзал. Он же одновременно и автовокзал.

Цена билета на скоростной поезд до столицы провинции - около 1700 рублей. Время в пути - три часа. Поезда наподобие "Сапсана" ходят каждый час.

Только мы расположились в зале ожидания поесть, к нам подходит полицейский. Думаю: "Ну все, что-то этим нарушили". Уже приготовились оправдываться. Он же показал на не замеченный нами стол в конце зала с тем, что там будет удобнее кушать. Почувствовал себя дикарем.

Когда мы расположились поесть, к нам подошел полицейский и показал, где находится стол. Фото: Сергей Сайко

В Китае посадка в поезд осуществляется так же, как в самолеты. На перроне просто так находиться нельзя. После объявления посадки все пассажиры поезда выстраиваются в огромную очередь перед турникетами. По бумажным билетам на поезд садились только мы, через отдельный турникет, где стоял сотрудник, который нам помог. Китайцы покупают билеты через WeСhat, и скорость прохода у них выше. За небольшое выделенное на посадку время успевают пройти все.

Существенную часть пути мы проехали либо в туннелях, либо по эстакадам. То есть китайские строители максимально спрямили путь, не обходя сопки, а пробивая их насквозь.

Скорость этого поезда - 218 км/ч. Для Китая она мала. Фото: Сергей Сайко

До Чаньчуня было восемь-девять промежуточных станций. И на всех люди активно выходили и заходили. При такой цене на билеты и скорости передвижения это отличная возможность не ограничиваться местом проживания для трудоустройства. Скорость поезда - 218 км/ч. Для Китая она мала. Поезда на севере считаются медленными. На юге они уже разгоняются до более чем 400 км/ч.

В Чаньчуне поразил вокзал. Такого огромного я еще не видел. Как потом оказалось, я тогда видел его еще не весь. Зал ожидания перед отъездом показался больше, чем аэропорт Шереметьево.

Утром долго не мог, точнее, совсем не смог объяснить на ресепшене в гостинице, что мне нужен утюг. По-русски, на английском, мимикой, жестами - никак. Я оказался еще и неподготовленным. На телефоне не был установлен китайский язык для использования переводчика. Хорошо, что проснулась наша переводчица.

Мне в номер принесли отпариватель. То есть мои движения, изображающие глажку, молодым китайским администраторам, видимо, были не понятны совсем, так как этот процесс они уже представляют несколько по-другому.

Кстати, о гостинице. Новая, очень технологичная. Доставку заказов в номер делают роботы. Они самостоятельно пользуются лифтами и, выполнив задачу самостоятельно, уезжают на первый этаж для зарядки. При уходе постояльцев из номера автоматически закрываются теневые шторы, а при возвращении они открываются - в том же положении, в котором их оставляли. Видимо, для сохранения прохлады и - как следствие - для меньшего расхода электроэнергии на кондиционер.

Интересно, чем угощают российских туристов в Китае? Фото: Сергей Сайко

Днем подписали соглашение о сотрудничестве с официальным интернет-порталом провинции. Коллеги встретили очень радушно. Провели объемную экскурсию по редакции. Редакция региональная, но ее оснащению могут позавидовать многие федеральные СМИ России. Есть своя телестудия, студия звукозаписи, где записываются подкасты, студия хромакей и "Кухня". Именно с большой буквы. Это зал, где заседает редакционный совет портала. Там на трех огромных экранах выводится вся возможная информация по работе сайте. Частота обновления - пять минут. Показывает не только статистику работы портала, но и количество корреспондентов, которые сейчас пишут материалы, темы, которые наиболее востребованы в разных районах провинции, темы, которые наиболее актуальны в общекитайском информационном пространстве, и многое другое.

Естественно, что по китайской и русской традиции мы поехали отмечать подписание соглашения. После оценки кулинарных изысков разнообразной китайской кухни мы ввосьмером зашли в лифт. Лифт полон. Тем не менее, ниже этажом он остановился. На вход стоит робот. Коллеги и закрывали ему сенсоры, и пытались голосовыми командами запретить ему заезжать в лифт. Бесполезно. Он буквально растолкал нас и на первом этаже выехал самым первым. Что же будет в будущем, если уже простой робот-уборщик ни во что не ставит людей?

Оснащению этой региональной редакции могут позавидовать многие федеральные СМИ России. Фото: Сергей Сайко
Поделиться