Название здесь - буквально географический указатель: на компасе так обозначают румбы "Восток" и "Юго-восток". На стендах и в витринах размещено более 170 предметов, которые представляют духовную культуру и быт Японии, Китая, Тибета и Монголии. Среди них - вышивки тонкой работы, свитки, храмовые курильницы, китайские мечи дао и японские катаны, скульптуры мифических животных, маски демонов... В оформлении ненавязчиво присутствуют герои аниме и манги (знатоки вспомнят эпизоды из популярных сериалов "Наруто" и "Бездомный Бог"), отсылки к кинофильмам, моде и популярной музыке. Чтобы не перегружать восприятие, описания к экспонатам даны отдельно в буклете. Из него можно узнать названия и предназначение предметов, имена божеств.
Погружение традиционных вещей в актуальный контекст помогает увидеть преемственность в развитии восточной культуры и глубже ее понять.
"Меч вновь оказывается в руках героя, собака-лев охраняет от злых духов, а в отражениях магических зеркал можно разглядеть таинственные иероглифы. Для многих станет сюрпризом, что гейши (в проекте представлены гравюры и фотографии повседневной жизни японских красавиц) выглядели далеко не как в американских фильмах, а древние мечи служили в ритуалах изгнания демонов в даосских храмах", - пояснил автор выставки "Ост. Зюйд-ост", президент московского Фонда межрегиональных проектов Михаил Дмитриев.
По его мнению, поиск редкостей и древностей, которым так увлеченно занимался на рубеже веков ситцевый фабрикант из Иванова, был не капризом нувориша, а отражением прагматического интереса к восточноазиатскому региону. Русские текстильные магнаты ориентировались на рынки Ближнего и Дальнего Востока. Бурылин покупал там не столько уникальные вещи, сколько то, что отражало повседневную жизнь людей, народную культуру, массовый вкус.
"Таким образом, собрание Бурылина является не коллекцией в общепринятом смысле, но результатом масштабного "маркетингового исследования" восточных культур, собранием наглядных пособий, необходимых для понимания специфики этих стран", - отметил Дмитриев.
Имя предпринимателя и коллекционера Дмитрия Бурылина известно далеко за пределами Иванова. Он родился в середине XIX столетия, унаследовал крепкую отделочную мануфактуру, модернизировал и расширил ее, дополнил ткацким производством. Бурылинские ситцы получали медали на выставках в России, Франции и США.
Часто бывая за границей, фабрикант интересовался местной жизнью, приобретал произведения искусства, "редкости и древности". Сам он иностранными языками не владел, но был общителен и всюду заводил агентов. Они присылали ему описания артефактов и, получив одобрение и деньги, отправляли в Иваново-Вознесенск то бюст Нерона, то мумию, то средневековые пергаменты... К слову, иногда Бурылин покупал и целые собрания. В 1913 году он перевез из Воронежа обширную коллекцию циркового артиста и дрессировщика Анатолия Дурова, который хотел за счет этой сделки поправить финансовое положение перед отъездом за границу.
Дмитрий Геннадьевич не только был страстным собирателем, но и охотно демонстрировал свои сокровища. Как организовать показ, он подсмотрел в музее тканей в Эльзасе. На ярмарках, куда он приезжал в качестве фабриканта, и на столичных выставках стали появляться и его коллекции: набойки по ткани, древние монеты, масонские ордена, экзотические вещи из Средней и Восточной Азии.
К культуре стран Дальнего Востока у Бурылина был особый интерес. И когда в 1903 году он впервые устроил выставку в родном городе, то даже пригласил японца и китайца в национальных костюмах, чтобы те давали посетителям пояснения.
Самые яркие вещи из его "восточной" коллекции" входят в постоянную экспозицию Ивановского художественного музея и Музея промышленности и искусства имени Д. Бурылина. Но в рамках столь масштабного проекта эта часть фондов показана впервые. В процессе подготовки предметы приводили в порядок, некоторые были заново атрибутированы.
Справка "РГ"
Выставка "Ост. Зюйд-ост" продлится до 31 октября 2024 года. Адрес музея: Иваново, пр-т Ленина, 33. Сайт: ivartmuseum.ru.