Рост платы одобрили в министерстве тарифного регулирования Воронежской области на основании данных о том, что дохода перевозчиков перестало хватать даже на выполнение плана, не говоря о модернизации и расширении парка. Фактически в столице Черноземья общественный транспорт выполняет примерно 65 процентов от заданного объема работы. Не последнюю роль сыграл дефицит водителей, которые уходят в смежные отрасли с более высокими зарплатами.
- Последнее повышение тарифа произошло больше полутора лет назад. За это время индексация не производилась, несмотря на инфляцию. И тот уровень дохода заработной платы водителей, который был заложен в тарифе 2022 года, уже не соответствует их ожиданиям, - пояснял ранее руководитель управления транспорта администрации Воронежа Максим Захаров. - В отрасли наблюдается очень большой отток водителей и технических специалистов по обслуживанию подвижного состава. Отрасль фактически выживает, сложно говорить о каком-либо развитии.
По словам чиновника, примерно 10-15 процентов техники у частных перевозчиков простаивает из-за отсутствия водителей.
Экономически обоснованный тариф составляет 38 рублей при безналичном расчете и 41 рубль наличными. В региональном министерстве сделали поправку на социальную ситуацию. В мэрии Воронежа подчеркнули, что и после повышения сумма будет относительно низкой, если сравнивать с другими крупными городами. Так, в Казани пассажиры отдают 38 или 42 рубля в зависимости от формы оплаты, в Перми - 37, в Липецке - 29 и 34, в Курске - 27 и 33.
- Новый тариф позволит поддержать отрасль на плаву. Средства от повышения стоимости проезда будут направлены на индексацию заработной платы, чтобы снизить отток кадров из отрасли, и на закупку запасных частей и топлива. Изменения в отрасли пассажирских перевозок в Воронеже происходят ежегодно: закупается новая техника, увеличивается класс обслуживания. Но для изменения уровня комфорта пассажирских перевозок необходима реализация иных социально-финансовых проектов. Это может быть субсидирование отрасли, программы льготного лизинга, инфраструктурные кредиты, а также индексация платы за проезд на уровень инфляции, - отметила генеральный директор одной из компаний-перевозчиков ООО "АТП-1" Юлия Телепняк.
Благодаря федеральным льготам на лизинг техники воронежские транспортные компании до конца года рассчитывают получить около 300 новых автобусов. На ряде маршрутов появятся более вместительные машины.
- Новая техника - это залог конкурентоспособности. Однако чтобы мы могли продолжать закупки машин, стоимость проезда должна быть адекватна лизинговым платежам, - подчеркнул индивидуальный предприниматель Андрей Очнев, работающий на рынке пассажирских перевозок в Воронеже. - Сегодня затруднительно содержать технику, выплачивать заработную плату и не просрочивать лизинговые платежи. Очень сложно конкурировать с другими отраслями в части привлечения кадров. Для дальнейшего развития автопарка доходная часть объективно должна быть выше.
Очнев также высказал пожелание о ежегодной индексации тарифа в связи с ростом цен. В городском управлении транспорта назвали идею целесообразной, как и внедрение проездных билетов со скидкой в зависимости от количества поездок.
- Мы делали предварительный расчет его стоимости, получилось 2765 рублей в месяц. В ближайшее время проведем повторные калькуляции, определим цену и период действия проездного. Сейчас такие билеты введены для семей воронежцев, мобилизованных для участия в СВО, - сообщил Максим Захаров.