Павел Сергеевич, начнем с одного из самых последних трагических происшествий - сход вагонов пассажирского поезда в Коми. Версия о размытом рельсовом полотне подтверждается?
Павел Выменец: Сейчас следствие рассматривает четыре основные версии причин трагедии: человеческий фактор - то есть действия локомотивной бригады, техническое состояние самого поезда, ненадлежащее содержание железнодорожных путей, а также возможные нарушения при строительстве автомобильной дороги, которое ведется неподалеку. Перемещение грунтов могло изменить направления движения воды, и в результате подмыло рельсы.
За пять-шесть часов до поезда Сыктывкар - Новороссийск там без проблем прошел товарный состав, а вот пассажирскому, к сожалению, не повезло. Окончательный ответ, почему крушение произошло, даст комплексная техническая экспертиза. Мы также запросили данные спутниковой съемки за две недели, предшествующие ЧП, - возможно, это тоже что-то нам подскажет.
К сожалению, погибли люди, в том числе несовершеннолетняя девочка. Ко мне на личный прием уже приходил ее отец - он тоже хочет знать, кто виноват. И я уверен, что после того, как мы проведем экспертизу, мы не просто накажем виновных, но и примем все меры для того, чтобы подобные ситуации не повторялись.
В Петербурге вынесено несколько довольно жестких приговоров подросткам, по заказу совершившим диверсии на железной дороге. Как организовано противодействие подобным преступлениям?
Павел Выменец: Подобных случаев действительно стало значительно больше. Только в 2023 году и в прошедший период этого года у нас в управлении находилось 18 уголовных дел о совершении таких преступлений.
Отмечу, что сначала их квалифицировали по статье 267 УК РФ "Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения". Уголовная ответственность по ней наступает с 14 лет, и санкции, если нет пострадавших - максимум год лишения свободы, а в основном - условно или принудительные работы. На это их и ловят заказчики - ведь исполнителям обещают, что они влегкую смогут заработать пять-десять тысяч рублей.
А наша реакция должна быть максимально оперативной, максимально жесткой и максимально освещаться в СМИ - для того чтобы другие дети не ввелись на такие инсинуации и знали о последствиях. Мы считаем более правильной квалификацию по статье 281 "Диверсия", минимальное наказание по ней от 10 до 20 лет лишения свободы и вплоть до пожизненного. Но по этой статье уголовная ответственность наступает с 16 лет, поэтому сейчас мы прорабатываем предложения о необходимости внесения изменений в Уголовный кодекс РФ и снизить возраст привлечения к уголовной ответственности по статье 281 УК РФ до 14 лет.
Конечно, когда преступник идет на преступление, он думает, что это произойдет с кем угодно, только не с ним. Но по моей информации, практически все такие преступления раскрываются.
Мне кажется, диверсия - это осознанные действия, а тут как в рассказе Чехова "Гайка"...
Павел Выменец: В 14 лет человек уже должен понимать, что приведение в негодность одного из элементов транспортной инфраструктуры может привести к серьезным последствиям. К примеру, релейный шкаф отвечает за разрешение следовать по путям - если зеленый свет включится одновременно в двух направлениях, произойдет столкновение поездов. Отмечу, правда, что мы в каждой ситуации разбираемся - за что отвечал тот железный шкаф, который он пытался поджечь, то есть оцениваем тяжесть предполагаемых последствий.
Недавно на Общественном совете при вашем управлении обсуждалась тема "зацеперов". Какие предложения рассматривались?
Павел Выменец: Только за текущий период этого года в Москве и Московской области таким образом на железнодорожных путях уже травмировано 14 несовершеннолетних, большинство из них с летальным исходом. Мы намерены подготовить и внести предложения о введении административной и уголовной ответственности за пропаганду так называемого "зацепинга", в том числе за так называемые треш-стримы, то есть видео, снятое зацеперами. Каждую неделю они лезут на вагоны, их бьет током, они падают и гибнут. Обоснованное предложение с примерами конкретных фактов и уголовных дел планируется подготовить к сентябрю.
Переходим к следующему виду транспорта - воздушному. Недавно в Мурманской области на трассу сел самолет с отказавшим двигателем, жесткую посадку совершил вертолет... Есть ли у подобных случаев некий общий знаменатель, общая причина?
Павел Выменец: Свалить всю вину на технику и сказать, что воздушный парк приходит в негодность, нельзя. Иногда техника может быть морально устаревшей, но если она нормально обслуживается, то самолеты летают нормально.
Чаще всего причина ЧП - человеческий фактор. Вот недавно вертолет в Калининградской области потерпел крушение - современная машина, летел над морем, пилот, что называется, просто потерял горизонт.
Но еще дело в том, что для малой авиации у нас действует уведомительный порядок полетов: сообщил, что вылетаешь - и лети. Кто есть рядом? В каком состоянии пилот - он трезвый? Есть ли у него вообще летное удостоверение? Три года назад в Гостилицах два самолета столкнулись в воздухе - погибли люди. А недавно в Москве погибла пара, которая решила отметить полетом годовщину свадьбы - их самолет просто развалился в воздухе. Воздушное судно не проходило техосмотр - хотя после получения сертификата о летной годности должно проводиться по прошествии определенного календарного времени или определенного налета.
Еще один трагический пример - вертолет "обсох" в воздухе. Оказалось, что у него был неисправен топливный датчик, и пилот не увидел, что топлива в баке критически мало. Пилота привлекли к уголовной ответственности по статье 263 "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта", но уже посмертно. А директора фирмы, которая предоставляла такие услуги, по статье 238 УК РФ "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности", она получила реальный срок.
Как завершилось расследование дела о парашютах, у которых вышли сроки годности по эксплуатации?
Павел Выменец: СК не обладает функцией контроля и надзора, мы подключаемся тогда, когда уже произошла трагедия. Тогда уголовное дело началось с того, что парашютист повис на проводах. Но когда мы стали проверять фирму, которая оказывала такие услуги, то выявили 16 фактов: парашюты были не в полной комплектации, рваные стропы, купола с дырками... Сейчас дело находится в суде. Так что если вам не хватает адреналина и вы хотите прыгнуть с парашютом, то в первую очередь убедитесь в наличии лицензии у инструктора, с которым решили совершить прыжок, и обязательно читайте отзывы.
К сожалению, в погоне за прибылью люди не думают, что на кону может оказаться чья-то жизнь. Недавно ко мне на прием приходил владелец бизнеса, который сдавал в аренду гидроциклы. Его клиент врезался в катер у Лазаревского моста, получил серьезные травмы. Оказалось, что он был в нетрезвом виде, не имел права на управление маломерным судном - это все обязаны были проверить при выдаче транспортного средства. Но хозяина интересовало только, когда ему вернут гидроциклы, изъятые в качестве вещественных доказательств, - лето жаркое, он упускает прибыль.
Сейчас, к счастью, использование гидроциклов запрещено в Петербурге по распоряжению губернатора. Но на федеральном уровне в транспортном законодательстве существует масса пробелов. Например, никак не регламентировано использование парапланов. Не так давно начали наводить порядок в сфере использования электросамокатов - опять же после наступления трагических последствий. Но ведь что-то новое появляется все время - законодателям необходимо начинать работать на опережение.
Расскажите о взаимодействии с ветеранами - недавно вы приняли участие в заседании Совета ветеранов следствия.
Павел Выменец: Мы активно привлекаем их в первую очередь для общения с молодежью, для передачи опыта. Но также они работают по делам прошлых лет - СК уделяет им очень большое внимание. Недавно таким образом было раскрыто дело 2008 года об отравлениях в поездах - 22 эпизода, 22 погибших. Попутчик давал им хлебнуть из фляжки - и обчищал бесчувственное тело.
Сейчас мы за каждым следственным отделом закрепили конкретного ветерана. В определенном смысле им по таким делам работать проще - сегодня преступность поменялась, все ушло в интернет.
С чем чаще всего приходят люди к вам на личный прием?
Павел Выменец: Ситуации самые разные. Но довольно часто мы просто даем консультации. Например, тому отцу, который потерял дочь в крушении поезда, разъяснили, что он имеет право на ряд компенсаций - куда за ними обращаться, с какими документами.
А когда зимой самолет совершил экстренную посадку в Инте, то при эвакуации маленький ребенок обморозил ручки. Мы помогли организовать для него консультацию в петербургском центре высоких медицинских технологий имени Раухфуса, потому что меры нужно было принимать быстро.