Компании используют ИИ для создания визуального, текстового и другого контента. Специалист, взаимодействующий с нейросетью, должен уметь грамотно сформулировать задачу для системы. В ответ на поверхностный и бездумный запрос электронный разум не выдаст качественный и нестандартный продукт.
- У нас в агентстве есть целая команда специалистов, которые внедряют технологии ИИ в проекты клиентов. Наша компания создавала новогодний digital-спецпроект для крупного оператора связи. Всего было сгенерировано более тысячи единиц текстового и визуального контента. И созданием всех материалов управляли пять человек, вместо 55 дизайнеров и копирайтеров, которые могли быть задействованы для выполнения такого объема работы, - отмечает генеральный директор TMG Agency Мария Яковлева.
Опрос, проведенный экспертами консалтинговой компании "Яков и Партнеры" и Яндекса, показал, что сегодня уже 20 процентов компаний-респондентов используют генеративный ИИ.
Нейросети полезны и в автоматизации бизнес-процессов. Социальная сеть "ВКонтакте" уже давно интегрировала технологии ИИ, говорит исполнительный продюсер компании Петр Середкин. В частности, нейросети занимаются модерацией: составляют для каждого пользователя индивидуальную ленту публикаций с учетом его предпочтений. Точно также ИИ выявляет и удаляет случаи спама, фишинга или мошенничества.
Некоторые компании используют нейросети для создания персонализированных рекламных кампаний. ИИ устанавливает принадлежность пользователя к одной из групп и показывает соответствующие рекламные креативы. В ВТБ такой способ увеличил кликабельность таргетированной рекламы в 1,5 раза.
Еще одна область использования - визуальные ассистенты и чат-боты, автоматически отвечающие на обращения клиентов. Цифровой собеседник способен вести диалог одновременно с десятком пользователей и обрабатывать запросы быстрее живых операторов. Например, в Сбере бот расшифровывает слова человека, определяет смысл обращения и относит его к нужной тематике, каждая из которых имеет свой алгоритм решения. Если у нейросети не получается разобрать или решить вопрос, то она направляет его профильному сотруднику. Эта технология помогла повысить скорость работы с обращениями в банке на три процента.
Бизнес начинает привлекать ИИ и к разработке брендов. Компания Arlab выпустила при помощи нейросети товарную марку бытовой химии и ароматов для дома. Цифровой разум придумал не только визуальный код и название бренда, но и сгенерировал сочетания запахов на основе больших данных. В ассортимент вошли такие комбинации ароматов, как кашемир-дерево, фиалка-бергамот, персик-пион.
Как утверждает бренд-директор Arlab Алина Чекмарева, ИИ помогает сберечь финансовые и временные ресурсы. Так, на грамотное маркетинговое исследование может уйти от двух-трех месяцев до года, и при этом оно требует высоких затрат из бюджета. Теперь бренд-менеджеры могут делегировать эту работу нейросети, грамотно составив брифинг. На выходе компания получает те же результаты: информацию о существующих трендах и тенденциях на рынке, а также о факторах и барьерах выбора потребителей. Только теперь у бизнеса появляются сэкономленные средства, которые он может перенаправить на более приоритетные направления, например на качество бренда.
Мария Яковлева также предупреждает, что несмотря на популярность ИИ, компаниям важно трезво оценивать эффективность его применения.
- Независимо от направления, в котором бизнес использует нейросети, он должен проверять, снижает ли это расходы компании. Некоторые бренды и компании делают большие вложения, исходя из того, что нейросети сейчас модные и престижные. Они пишут на своем продукте "создано ИИ", но эффективность при этом низкая, - резюмирует она.
Сейчас все большему количеству компаний нужны специалисты, которые смогут грамотно управлять нейросетями. Пока таких профессионалов немного, а программы обучения по направлению работы с ИИ только зарождаются.
Однако если одних нейросети обеспечат стабильной занятостью, других технологии могут оставить без работы. Согласно исследованию РАНХиГС, к 2030 году компетенции 45,5 процента работников в России станут неактуальны. Представителям устаревших профессий придется уйти с рынка или переобучиться. Без работы могут остаться 20,1 млн человек. Это коснется рутинных профессий, которые больше всего подходят для автоматизации. Под наибольшим риском оказались 73 процента занятых в гостиничном и ресторанном бизнесе, 60 процентов специалистов обрабатывающих производств, 58 процентов сотрудников сельского и лесного хозяйства, 53 процента из розничной торговли и 51 процент занятых в добыче полезных ископаемых.