Для лесопереработки в СЗФО стал угрозой рост объемов отходов производства

За пять месяцев 2024-го объемы производства в деревообработке выросли на 25 процентов по сравнению с таким же периодом прошлого года. Лесная промышленность вошла в число отраслей, наиболее пострадавших от санкций: она потеряла свой главный экспортный рынок - Европу. Но меры господдержки помогли сгладить этот удар, отметили участники совета по вопросам развития лесного комплекса при СФ на заседании в Архангельске. Однако в ЛПК еще остается целый ряд проблем, и самой болезненной представители рынка называют отходы лесопиления: после закрытия экспорта их стало некуда девать.

- Два года назад мы говорили, что многие предприятия оказались на грани банкротства, - подчеркнул руководитель Рослесхоза Иван Советников. - Сегодня можно с уверенностью сказать, что до этого не дошло. Да, есть сложности, многие работают на грани рентабельности, но никто не обанкротился.

Лесные регионы Северо-Запада - близкие к Европе, но далекие от Азии - ощутили санкционное давление больше других. К примеру, 500 предприятий ЛПК Поморья экспортируют 78 процентов продукции лесопереработки. Для таких производств были введены оперативные меры поддержки - как на уровне РФ, так и специально по СЗФО. Особенно полезными, по оценкам бизнеса, стали транспортные субсидии на экспорт.

- Долгосрочные меры поддержки также определила потеря рынков недружественных стран, - отметил заместитель председателя СФ Юрий Воробьев. - Вместе с тем переориентация значительной части объемов экспорта на восток показала экономическую нецелесообразность. А внутренний рынок оказался не готов к потреблению таких объемов продукции из древесины. Поэтому сегодня реализуются меры, направленные на развитие российского рынка лесной продукции, формирование новых транспортных коридоров и углубление переработки.

Во многом внутренний спрос уже компенсировал экспортные потери. Предприятия ЛПК стали выпускать больше шпона, плит, бумаги и картона, мебели и целых деревянных домов. Однако почти не растет производство пиломатериалов, а выпуск пеллет (топливных гранул) практически сошел на нет.

Прежде эта продукция из отходов лесопиления также отправлялась в страны ЕС. После введения санкций российские предприятия попытались переориентироваться на Китай, но он запретил ввоз топливных гранул из РФ, сославшись на экологические требования. В итоге сейчас их покупает только Южная Корея. Однако стоимость доставки с российского Северо-Запада в эту страну превышает цену самого товара.

В итоге возле лесных предприятий появились целые горы опилок, которые раньше почти полностью уходили на пеллеты. Отходы растут, выходят за производственную территорию, бизнес наказывает прокуратура. Но если выполнять требования закона, работу придется остановить, отмечают представители ЛПК. Только в Архангельской области ежегодно образуется 760 тысяч кубометров таких отходов.

В качестве решения проблемы рассматривается перевод мазутных котельных на пеллеты. Но есть сомнения в том, что эти объекты смогут "переварить" весь объем.

- До введения санкций мы перерабатывали все отходы, а основными потребителями были электростанции в Западной Европе, - поделился информацией руководитель лесозавода Дмитрий Крылов. - Перевод котельных на пеллеты стал бы хорошим подспорьем, но он не решает проблему реализации больших объемов продукции. Мы видим три варианта решения. Первый - негативный для предприятий: размещение отходов на полигонах за плату. Второй - утопический: бесплатные площадки для складирования. И третий - на наш взгляд, самый правильный: строительство ТЭЦ на биотопливе и создание условий для стабильного потребления пеллет внутри страны.

Стоимость доставки пеллет в Азию превышает цену самого товара

Кроме того, с помощью науки идет поиск новых продуктов, которые можно делать из лесных отходов. Варианты - этиловый спирт, древесный уксус, нитроцеллюлоза и другие.

Востребованность продукции леспрома во многом связывают с развитием деревянного домостроения. Его объемы растут, недавно Госдума приняла закон, позволяющий распространить счета эскроу на ИЖС с использованием продукции ЛПК. Успешно идут испытания многоэтажных "деревяшек": для этого опытные экземпляры буквально сжигают на полигонах.

Но даже при бурном росте спроса внутри России лесной отрасли не обойтись без экспорта, подчеркивают специалисты. А здесь главной проблемой остается логистика. Железная дорога в восточном направлении все так же перегружена, контейнеров не хватает. Одному из заводов СЗФО каждый месяц нужно 10-15 поездов для доставки продукции в Китай, а выделяют ему от силы один-два. Транзитные отправки через Казахстан также сталкиваются с ограничениями, а морской путь через Петербург обходится в два-три раза дороже сухопутного.

В этой ситуации набирает обороты контейнерный маршрут между Архангельском и китайским Шанхаем по Севморпути, о котором рассказывала "РГ". В 2024 году по нему планируют отправить более 20 тысяч контейнеров, в том числе с продукцией ЛПК. Китайские партнеры заинтересованы в этой линии: по ней они везут в Россию импорт и не хотят возвращаться порожняком.

Помимо логистики, есть еще один барьер на пути развития экспорта - вывозные таможенные пошлины. Представители отрасли предлагают отменить их для той продукции ЛПК, которой выпускается уже слишком много. Так, производители картона прогнозируют его профицит на внутреннем рынке в четвертом квартале этого года. Газетная бумага в РФ тоже производится в огромных количествах, и ее всегда отправляли на экспорт.

Ключевые предложения участников рынка и регионов вошли в решение совета по развитию лесного комплекса. Работа по ним продолжится на площадках СФ, Госдумы и правительства РФ. В частности, будем рассмотрен вопрос о создании отдельной программы по производству пеллет.