Несколько лет назад в разных точках Петербурга представители крупной китайской сетевой компании массово зазывали на работу горожан. Предлагали трудоустройство без опыта с достойной зарплатой и гибким графиком работы. Кто бы упустил такое предложение?
Придя по адресу собеседования, кандидат на работу видел ресепшен с улыбчивыми молодыми людьми и толпу таких же претендентов на выгодные вакансии. Компания расширяется и ищет много сотрудников - объясняли это в офисе.
Чем предстоит заниматься - на собеседовании не говорили, но зато в красках описывали корпоративную культуру, выезды и праздники, которые гарантирует работа в международной корпорации. Подробности об обязанностях обещали раскрыть на трехдневном обучении для прошедших отбор кандидатов, коими являлись все. По завершении тренингов новым сотрудникам предлагалось закупить продукцию компании на высокую сумму для перепродажи. Это недобросовестный "сетевой маркетинг".
На просторах Северной столицы его можно встретить и сегодня. На данный момент в списке компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности, который ведет Банк России, в городе числятся такие организации, как ООО "Сирбио" (OneSW, One Shop World) и потребительский кооператив "Русь сельхоз". У данных фирм были замечены признаки финансовой пирамиды.
Сам по себе сетевой или многоуровневый маркетинг (multilevel marketing - MLM) - это модель бизнеса, при котором компания вместо использования традиционных розничных каналов продаж привлекает независимых распространителей товаров или услуг. Заработок продавцов складывается из двух направлений работы: реализации продукции и привлечения новых партнеров, от продаж которых дистрибьютор получает процент.
Активное развитие такого бизнеса пришлось на 2000-е годы. Несмотря на некоторый упадок, сетевой маркетинг не ушел в прошлое и сегодня. На отечественном рынке МЛМ сегодня лидируют Faberlic, NL International, "Сибирское здоровье", GreenWay и "Тенториум". Активно идут в сетевой маркетинг и банки, например Т-Банк и Альфа Банк.
Людей, которые приходят в МЛМ, привлекает перспектива высокого дохода и свободный график, отмечает основатель рекламного агентства полного цикла Oganov. Digital, маркетолог Максим Оганов.
- Также рекрутерами активно продвигается идея пассивного заработка, когда ничего не делаешь, а деньги капают. Но нужно понимать, что зачастую это только обещания, реального успеха не добивается и один из десяти. МЛМ-бизнес подходит людям с широким кругом общения. Также дистрибьюторы должны быть невосприимчивы к критике, ведь им придется не раз столкнуться с отказами и, возможно, откровенными насмешками, - объясняет эксперт.
Серьезные трудности сегмент МЛМ-бизнеса испытывает в связи с недостаточным государственным регулированием, чем и пользуются мошенники. От аферистов страдают не только жертвы, но и вся сфера в целом, так как пострадавшие перестают верить в добропорядочность сетевого маркетинга, подмечает председатель ассоциации развития франчайзинга и партнерских программ (ФРАППЭ) Мария Михайлова.
На данный момент ФРАППЭ разработала законопроект "О партнерских программах и сетевых компаниях", направленный на регулирование деятельности сетевого бизнеса. Он предусматривает введение понятных положений, соблюдать которые должны будут все представители МЛМ. По словам Михайловой, это позволит на ранних этапах пресекать недобросовестную деятельность мошенников и защитит репутацию достойных сетевых представителей на отечественном рынке.
Председатель комиссии Гильдии российских адвокатов по защите и безопасности бизнеса Олег Матюнин уточняет, что признаки финансовой пирамиды описаны в статье 172.2 УК РФ. Аферисты привлекают деньги и иное ценное имущество граждан и организаций. При этом реальная инвестиционная или предпринимательская деятельность по преумножению привлеченных средств не ведется. Участники получают доход только за счет других вовлеченных граждан и организаций.
Такие компании не занимаются выпуском товаров или оказанием услуг. Но наличие товарного оборота само по себе еще не является гарантией добропорядочности организации.
- Если в основу получаемого дохода ставится не высокая рентабельность реализуемых товаров, а приток в сеть новых участников, вынужденных приобретать продукцию, то здесь, безусловно, имеются признаки финансовой пирамиды. Следует присмотреться и к другим тревожным признакам, которые могут выдать в компании даже секту. Это необходимость уплаты вступительных взносов, как правило, крупных, система выплаты "дивидендов", зависящая от занимаемого уровня в иерархии, а также различные культы и ритуалы манипулятивного толка (культивируется поклонение лидеру, постоянно практикуются мотивационные выступления, танцы, песни, обряды инициации и т. п.), - подчеркивает специалист.
Поскольку самозваные сетевые компании нацелены завлечь в свою деятельность как можно больше людей, участники таких пирамид часто размещают вакансии на различных сервисах. Чтобы не попасть на удочку мошенников и не потратить несколько дней на бесполезных тренингах, нужно уметь распознавать такие предложения.
Максим Оганов отмечает, что насторожить должны противоречивые или размытые должностные обязанности, неофициальное трудоустройство, выполнение задач, не связанных с основной деятельностью и необычные или странные названия должностей, например "Специалист по привлечению партнеров". Также красными флагами являются отсутствие в интернете и соцсетях информации о компании и неясный размер зарплаты и условия выплаты.
Также можно проверить организацию-работодателя. Юрист по банкротству физических лиц компании "Финансово-правовой альянс" Евгения Боднар уточняет, что финансовую пирамиду выдают отсутствие офиса, лицензии и регистрации ключевых организационных документов, а также информации о контактах, учредителях и руководителях.
- Среди более серьезных критериев - отсутствие лицензии Центрального банка России. Все участники отечественного рынка финансовых услуг должны ее иметь. Информацию о любой зарегистрированной организации можно проверить в реестре Центробанка, - заключает эксперт.