Готовая еда обгоняет "базовые продукты" по доле частных марок в продажах

Доля собственных торговых марок сетей, то есть брендов, которыми владеют ретейлеры, в продажах готовой продукции достигла 57%. Об этом сообщает GFK Русь, отмечая, что такая ситуация на рынке впервые. Для сравнения: яйца в этом рейтинге занимают пятую строчку и имеют долю собственных торговых марок (СТМ) - 44%.

К СТМ покупатели относятся неоднозначно, однако совместное исследование "Ромир" и Fix Price в 2023 году показало, что 98,7% россиян покупали товары этой категории. Опрос москвичей и петербуржцев позволил обнаружить показатель, равный 100%. В основном это связано со сниженными цены на товары СТМ.

Интерес ретейлеров заметен по тенденции их развития. По данным аналитической группы РБК Исследования рынков, в 2023 году годовой прирост объема продаж готовой кулинарии основных компаний на этом рынке ("Лента", "Перекресток", "Вкусвилл", "Пятерочка") составил от 13 до 44%. Вложения сетей, по мнению экспертов GFK, обусловлены ростом покупательной способности населения. Стабильный рост реальных доходов и онлайн-продаж (особенно в продуктовом ритейле) позволяют сетевым продавцам развивать рынок готовой еды. Росстат отметил увеличение первого фактора на 5,4% в 2023 году, второй же вырос на 39% за первый квартал 2024 году в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Для покупателей же удобно, что продуктовые магазины находятся в шаговой доступности, это сохраняет время не только на приготовление еды, но и на её покупку. В исследовании Infoline за 2023 год говорится, что общее количество торговых точек 200 крупнейших продуктовых компаний России выросло до 124 176, то есть за год увеличилось на 12 776 объектов.

GFK подчеркивает, что доля домохозяйств, состоящих из одного человека, удвоилась в России за последние 20 лет и достигла 40%. Это исследователи также назвали одной из причин привлекательности готовой еды для покупателей. Быстрота и качество становятся решающими факторами для потребителя и стимулируют производителя расширять ассортимент продукции. При этом именно одиночки до 29 лет предпочитают иметь в своей продуктовой корзине подобные товары для экономии времени: прохладительные напитки, готовую еду, снеки. Россияне старше 50 лет в основном приобретают "базовые" продукты: мясо, овощи, крупы.

"У части россиян появились свободные деньги, а вот возможности для покупок снизились из-за санкций. Готовая еда - выбор тех, кто устал стоять за плитой или элементарно не имеет достаточно времени на приготовление домашней пищи, что особенно актуально для жителей крупных городов. И в этом смысле российский потребитель действует в логике потребителей из других развитых стран", - комментирует Надежда Первова, замгендиректора КГ "Полилог" по PR.

Однако на рынке готовой еды развивается не только ретейл. Популярностью пользуются и службы доставки. Из исследования MAED известно, что 2023 году жители России на 31% чаще пользовались доставкой еды. Топ-3 игроков рынка, по мнению РБК, "Яндекс.Еда", "Маркет Деливери", "Додо Пицца" также наращивают оборот. В прошлом году объем продаж этих компаний увеличился на 24,7% и 33% соответственно. Первый из сервисов достиг в этот период оборота в 70,8 миллиарда рублей. "Чек Индекс" также сравнивает услуги курьеров и доставки в июне 2024 и 2023 годов: средний чек составил 3219 рублей, что на 10% выше, чем в прошлом году. Число покупок выросло на 11% год к году.

Третьей моделью развития рынка готовой продукции является доставка готовых рационов питания. Аналитики INFOLine оценили емкость этого рынка по итогам I квартала 2024 года в 4,4 млрд руб. Рекорд не поставлен, но это второй показатель за всю историю. Выше рынок был только в тот же период 2022 года. Оформление подписки на такую систему доставки позволяет потребителям ещё больше экономить время, а также рационально тратить деньги: не заказывать еду в ресторанах, при этом сохранять свой привычный рацион (первые блюда, закуски, горячее). Компании расширяют географию и идут навстречу покупателю: например, совсем недавно один из крупных холдингов по производству здорового питания открыл линейку бюджетных рационов, тем самым привлекая ещё больше клиентов.

Что касается спроса в индустрии питания в целом, то его возрастание эксперты "Чек Индекса" связывают с увеличением внутреннего турпотока (за 2023 год - на 20% - Прим. ред.) и деловых активностей офлайн-формата. Наибольший прирост фиксировался в первой декаде июня, когда проходил Петербургский международный экономический форум и другие деловые конференции. В это же время, по данным аналитиков, было больше солнечных дней в крупных городах центральных и южных регионов, чем во второй декаде. Это позволяло в начале месяца активнее использовать летние веранды и прилегающую уличную зону точек питания.

Рынок готовой еды является частью расширяющейся индустрии питания и развивается сразу в нескольких моделях: продукция ритейлеров, единоразовая доставка и доставка рационов питания. Эксперты прогнозируют продолжение роста во всех категориях.