Развивать Восточный полигон необходимо с учетом внешнеэкономических реалий

2024 год является во многом переломным в российской истории. Необратимо разорваны политические и экономические связи с коллективным Западом, в условиях санкций наша страна полностью определилась со своей индивидуальностью и экономической самостоятельностью. Президент Владимир Путин указал ускоренное развитие восточных регионов как приоритет на весь XXI век. В результате второе дыхание получило строительство транспортных магистралей Восточного полигона. Задача - увеличить пропускную способность БАМа, прежде всего для экспорта угля, который сдерживается отсутствием вторых путей и тоннелей.

Между тем по всем прогнозам именно в ближайшие десятилетия в мире завершится эпоха угольной энергетики, при неизбежном переходе экономики на низкоуглеродные технологии. В таких условиях огромные затраты на модернизацию БАМа при отсутствии новых промышленных объектов и традиционной транспортной стратегии не оправданны. И БАМ после угольного бума неизбежно опустеет. Возникает необходимость принципиального изменения политики грузоперевозок на всей трассе Восточного полигона.

Первое, что необходимо сделать, - максимально сократить на БАМе встречные маршруты поездов за счет увеличения объемов грузов, преимущественно в восточном направлении, а порожние составы возвращать на запад по меридиональным хордам Транссиба с более развитой инфраструктурой. При этом транспортные возможности этих магистралей не конкурируют между собой, а взаимно дополняют друг друга по кольцевым маршрутам.

При таком подходе получится значительно увеличить пропускную способность БАМа за счет перевода экспортных грузов с Транссиба. А главное, при сокращении встречных поездов можно исключить строительство второй колеи и новых Северо-Муйского и Кодарского тоннелей. В таком случает также уменьшаются затраты на обслуживание многочисленных станций и разъездов, где отстаиваются составы в ожидании очереди на проезд через тоннели и свободную колею.

При этом основная часть порожних вагонов на самых загруженных участках Восточного полигона должна возвращаться основным грузоотправителям на запад по меридиональным отрезкам БАМа: Известковая - Ургал, Тында - Сковородино и далее по Транссибу.

Вместе с тем возникает необходимость строительства на западном участке Восточного полигона четвертого меридионального звена Могзон - Уоян, связывающего БАМ и Транссиб: в этой зоне расположены многие стратегические месторождения полезных ископаемых Северного Прибайкалья. Поэтому возникают предпосылки развития Озерного ГОКа, строительства Мокской ГЭС, Удоканского ГОКа, освоения золоторудного месторождения Сухой Лог.

Следует отметить, что во всех существующих директивах правительства РФ развитие Восточного полигона рассматривается только как транспортное строительство. До настоящего времени нет федеральной программы социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, которая должна коррелировать с принятой ранее программой Сибирского ФО. Формально в архивах существует "Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока", утвержденная правительством еще до событий СВО, в которой нет даже упоминания о Восточном полигоне и других новациях нынешнего времени.

Между тем современные геополитические и экономические реалии требуют принципиально новой стратегии развития всех дальневосточных территорий. В этой связи следует отметить, что строительство БАМа в условиях плановой экономики сопровождалось принятием соответствующих постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР и программных документов с указанием целевых показателей экономики при активном участии Научного совета по БАМу, возглавляемого академиком Абелом Аганбегяном.

Очевидно, что большинство инвесторов на Восточном полигоне сейчас сосредоточено на "стихийной" реализации собственных текущих и краткосрочных экономических проектов без особого учета государственных интересов и тем более решения социальных проблем.

Огромные затраты на модернизацию БАМа при отсутствии новых промышленных объектов и традиционной транспортной стратегии не оправданны

Сегодня уже нет факторов периода планового строительства БАМа, поэтому нужны новые экономические механизмы привлечения дополнительных трудовых ресурсов и сокращения оттока местного населения. Вместе с тем нет необходимости вложения крупных инвестиций в строительство второй колеи и тоннелей на БАМе, мостов и других дорогостоящих инфраструктурных объектов.

При общем ухудшении глобальной конъюнктуры рынка не может быть эффективной железнодорожная магистраль, где часть дороги в однопутном исполнении, часть на электрической тяге, а другая - на тепловозной. Вместо фрагментарной модернизации необходима единая "дорожная карта" строительства всей магистрали с увязкой общих целей и сроков ввода ее в эксплуатацию.

Будущее БАМа - не рост его пропускной способности, а прежде всего социально-экономическое развитие прилегающей территории и ориентация сырьевых регионов на создание кластеров высокотехнологичной продукции. Надежда только на рост экспорта углеводородов - это тупиковый путь развития, который всегда находится под угрозой внешних санкций. На огромных российских пространствах необходимо сокращать транзитные перевозки за счет глубокой переработки сырья на местах с повышением уровня жизни населения и превращением Дальнего Востока в форпост российской экономики с использованием механизмов планового регулирования.

Необходимо разработать программу социально-экономического развития зоны БАМа в новых геополитических условиях. Она в свою очередь должна быть встроена в федеральные планы развития экономики всей азиатской части России, которые могут быть реализованы в существующей демографической ситуации.

Поставленные задачи целесообразно поручить Российской академии наук. Разработка, публичное обсуждение и принятие такого уровня документа может стать дополнительным стимулом повышения трудовой активности населения и реальным вкладом в модернизацию российской экономики и ее ответом на западные санкции.