О проблеме сообщили в Калининградской торгово-промышленной палате. Сложившаяся ситуация, по мнению представителей организации, может привести к серьезным последствиям для экономики российского эксклава. Одними из первых могут пострадать мебельщики, которые упаковывают свою продукцию на заводе. Ее нельзя просто так вскрыть на таможенном посту, а затем запаковать обратно.
- Речь не только о мебели. Некоторые группы товаров уплотняют под давлением в биг-бэги для последующей транспортировки в железнодорожных вагонах или контейнерах. Вскрытие такого большого пакета приводит к его разгерметизации. По-хорошему продукцию нужно вести обратно на предприятие и заново упаковывать, - прокомментировал глава Калининградской ТПП Феликс Лапин. - На таможенных постах есть рентгены, которые позволяют проверять товары без вскрытия и частичной выгрузки. Однако многие грузы через него не прогоняют.
Все это выльется в новые траты, ведь грузы будут подолгу простаивать на пунктах досмотра. Дальше по цепочке нарушится график движения судов с контейнерами и железнодорожных грузовых составов. Конечная цена товаров также вырастет, поскольку людям нужно доплачивать за дополнительную погрузку-разгрузку.
Свои опасения уже высказали представители крупных логистических компаний. Сергей Ошарский, являющийся совладельцем одной из них, отметил, что новелла Минфина России может сделать целый ряд товарной номенклатуры нерентабельным. Взять, к примеру, торф. Сегодня цена за контейнер с ним составляет больше 30 тысяч рублей. Если вытащить упаковку, то она однозначно повредится. В итоге товар поплывет к потребителю с минусовой стоимостью. Для предприятия это означает убытки.
Как вариант, таможенники могли бы воспользоваться системой управления рисками (СУР), когда досмотру подвергается не вся продукция, а лишь ее часть. Проблема заключается в том, что на внутрироссийские перевозки данный метод не распространяется.
К слову о калининградской таможне. У представителей ведомства обновленный приказ Минфина тоже вызвал вопросы. Есть два основных пункта, на которых следует заострить внимание. Первый касается предъявления товара в открытом виде. Там, конечно, есть свои исключения в виде посылок "Почты России", секретных воинских грузов и отправлений, которые просвечивают на рентгене. Однако в любом случае закон подразумевает полную выгрузку товаров.
Второй пункт документа фактически закрепляет положения о "тотальном осмотре", о котором сообщали в Калининградской ТПП. Таможенный орган должен визуально проверять, соответствуют ли вывозимые товары тем, что указаны в документах.
- Все грузы, вывозимые за пределы Калининградской области, помещают в зону таможенного контроля для соответствующего осмотра. Если взглянуть на нормы Таможенного кодекса ЕАЭС, то вскрывать упаковки или изымать товары из транспортных средств нужно далеко не всегда. Однако приказ Минфина России не содержит исключений, что автоматически делает процедуру осмотра обязательной, - прокомментировала представитель Калининградской областной таможни Ирина Видяева.
Впрочем, пока все опасения вызваны неоднозначной трактовкой нового документа, который наверняка будут дорабатывать с учетом мнения регионального бизнес-сообщества и таможенных органов. Это подтвердила бизнес-омбудсмен Калининградской области Светлана Нижегородова.
- Поводы для опасения были. Однако пока ситуация остается стабильной. Насколько мне известно, таможенные органы и Минфин провели ряд совещаний, в ходе которых выработали рекомендации по работе с грузами, вывозимыми за пределы Калининградской области. В изначальном виде приказ не применяется, и выполняются рекомендации по применению риск-ориентированного подхода при проверке товаров. Как правило, их осматривают, не вскрывая упаковку. Жалобы по этому вопросу в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей пока не поступали, - заключила бизнес-омбудсмен.
Навстречу предпринимателям пошли и в правительстве Калининградской области. Уже подготовлены предложения по внесению изменений в приказ Минфина России. Они позволят снизить риски для предпринимателей при вывозе товаров, произведенных в регионе, за его пределы.
Дополнительно на границе с Литвой в пункте пропуска Чернышевское расширят накопитель. После завершения работ его вместимость увеличится вдвое - с 50 машин до одной сотни. Сделано это, в том числе, для стабилизации работы электронной очереди, с которой у калининградцев возникало немало проблем. В теории такое расширение позволит водителям большегрузов комфортнее проходить границу. Однако многое по-прежнему будет зависеть от действий литовской стороны.