На первом километре автодороги Волгоград - Сальск в Котельниковском районе водитель грузовика выехал на железнодорожный переезд, проигнорировав запрещающий сигнал светофора. Просто чудом в этом происшествии никто не погиб. Всего в поезде на момент аварии находились 803 пассажира, 31 сотрудник поездной бригады, а также машинист и его помощник.
Инфраструктуре на месте крушения потребовался ремонт. В работах задействовали более 200 железнодорожников и два восстановительных поезда. Мастера привели в порядок путь и контактную сеть. Было повреждено около 300 метров рельсошпальной решетки по обоим путям, а также три опоры контактной сети.
По данным РЖД, размер ущерба устанавливается, но он будет значительным. Серьезные повреждения получил электровоз и девять пассажирских вагонов. Сейчас специалисты выясняют, можно ли их восстановить. Однако речь может идти о полном списании отдельных вагонов. Железнодорожная инфраструктура и вагоны холдинга застрахованы. При этом страховая компания после выплаты компенсации может подать регрессный иск к виновнику происшествия.
Теперь, когда решены оперативные задачи и путь свободен, необходимо ответить на вопрос, как избежать подобной трагедии. За первое полугодие в РФ случилось 96 ДТП на переездах. 90 процентов - по причине выезда на рельсы при запрещающем сигнале светофора, в шести - автомобилисты объезжали опущенный шлагбаум. Еще в четырех процентах аварию спровоцировали двигающиеся через переезд машины, которые застревали на путях из-за технических неисправностей.
- Количество транспорта у населения постоянно увеличивается, технические характеристики поездов также улучшаются, прежде всего, растет их скорость. Поэтому нужно избегать пересечения в одной плоскости автомобильных и железнодорожных путей. Это оптимальный вариант. Если нет финансовых возможностей сделать туннель или путепровод, то переезды надо оборудовать многоуровневой защитой, как, например, сделано в Карповке по дороге из Волгограда в Ростов-на-Дону. Чтобы водители не пытались проскочить на авось, ведь это всегда приводит к тяжелым последствиям, - считает председатель реготделения Движения автомобилистов России, член регионального штаба ОНФ Армен Оганесян.
Волгоград - крупный железнодорожный узел, интенсивность движения поездов здесь все время растет. Так, на ветке от станции Максима Горького до Крымска в ближайшее время ожидается ежесуточное прохождение 154 пар составов. При такой частоте рейсов переезд будет закрыт до 18 часов в сутки! Это неудобно для автомобилистов и нехорошо для грузоперевозок и экономики в целом. Поэтому сегодня строятся путепроводы над железной дорогой в трех местах: Абганерово, Ивановский и Новый Рогачик. Согласно информации регионального комитета транспорта и дорожного хозяйства, готовность развязки на автодороге Новый Рогачик - Волгоград уже превысила 80 процентов. Объект будет сдан в сентябре. Строители завершили монтаж балок пролетного строения путепровода. Также они насыпали земляное полотно на подходах к мосту, уложили основание дорожной одежды и нижний слой асфальтобетонного покрытия. Сейчас подрядчик обустраивает автомобильную дорогу.
- Все три мы планируем в этом году завершить. Есть проблема с окнами в движении, железная дорога не всегда дает возможности оперативно работать. Но мы договариваемся, - рассказал председатель комитета Анатолий Васильев. - Еще мы строим путепровод на Третьей Продольной магистрали в Волгограде, где с пятницы по воскресенье пробки. Мы решаем и экономическую проблему простоя, и вопрос безопасности. В планах также построить разноуровневую развязку в городе Петров Вал, который поделен пополам железной дорогой.
Исполнительная власть региона договорилась с ПривЖД об обследовании уже существующих путепроводов. Наиболее изношенные отремонтируют. Так, уже есть решение насчет моста в Новониколаевском районе. В течение этой недели сотрудники ГИБДД должны осмотреть железнодорожные переезды: везде ли перед ними стоят предупреждающие знаки, нанесена ли разметка.
Олег Белозеров, председатель правления ОАО "Российские железные дороги":
- По результатам работы за пять месяцев идет существенный прирост пассажиропотока, мы перевезли более 490 миллионов человек. В прошлом году мы сравнивали свои результаты, прежде всего, с допандемийным периодом, а в нынешнем идем на рекорд: достигнем максимального объема перевозок с 2009 года.
И будем стараться перевыполнить этот план. Более 4,7 миллиона мы уже перевезли на черноморское побережье и курорты Кавказа. Прирост почти восемь процентов.