С 1939 года и по настоящее время эти установки активно задействованы в испытаниях, результаты которых ложатся в основу ключевых проектов отечественного воздушного транспорта.
Об этих знаменитых аэродинамических трубах ЦАГИ рассказывают едва ли не легенды. Например, что в них можно смоделировать условия полета при скорости, в 25 раз превышающей скорость звука.
Экспериментальная база ЦАГИ - надежный фундамент для формирования научно-технического задела и проведения исследований в интересах создания конкурентоспособной авиационной техники. Кстати, самая первая труба была построена еще в 1923 году. Она деревянная. И работает по сей день! Конструкция трубы была выполнена из сосны - другого доступного материала тогда в стране не было. Говорят, древесину подбирали даже с учетом направления волокон.
В этой трубе проводят испытания моделей зданий и сооружений. Есть характеристики воздушного потока, которые непросто измерить числовыми значениями, как, например, скорость. Есть "художественные" вещи - чистота, вязкость. Так вот, как говорят сотрудники, эта труба обладает очень мягким чистым потоком, который как раз подходит для зданий.
"Правда, что в какой-то трубе самолеты "продувались" даже вместе с летчиками?". Этот вопрос корреспондент "РГ" задал как-то генеральному директору ЦАГИ, члену-корреспонденту РАН Кириллу Сыпало.
"Да, такой уникальностью обладала труба Т-101, - рассказал ученый. - Есть фотография, когда самолет подвешивается в ней вместе с летчиком, а генеральные конструкторы находятся рядом и смотрят, как влияет поток на их детище. Эта труба до сих пор остается самой большой дозвуковой в Европе".
Т-101 - самая большая в Европе дозвуковая аэродинамическая труба. В ней создается поток воздуха скоростью до 52 м/с. Общая мощность вентиляторов 30 МВт. Сечение трубы - 24х14 метров. Здесь испытывались практически все советские и российские летательные аппараты и многие инженерные сооружения.
Без преувеличения, начало эксплуатации больших (или "натурных") аэродинамических труб ЦАГИ открыло новую страницу в истории советской авиационной промышленности, рассказывают специалисты. Принципиально изменились методика и практика доводки летательных аппаратов. Ученые получили возможность проводить испытания и получать данные о характеристиках крылатых машин, их силовых установок не в полетах, а в лабораторных условиях. В том числе с работающим двигателем.
Неоценимую роль трубы института сыграли в годы Великой Отечественной войны: через исследования в них прошли истребители ЛаГГ, МиГ, Як, Ла, бомбардировщики Пе и Ту, штурмовики Ил. А после войны установки стали настоящей технологической базой для работ в интересах развития реактивной авиации, газотурбинных силовых установок и турбовинтовых двигателей.
За минувшие 85 лет через аэроднинамические трубы ЦАГИ прошли пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, парашюты, мосты, здания, архитектурные сооружения... Колоссальный пласт работ был выполнен по экспериментальной отработке отечественных турбовинтовых двигателей, винтовых движителей, несущих и рулевых винтов, воздухозаборников и т.д., подчеркивают ученые.
Сегодня трубы института задействованы в реализации современных проектов отечественной науки и промышленности. В них изучаются вопросы флаттера, исследуются проблемы контроля за состоянием авиационных конструкций, адаптивные материалы и компоненты воздушных судов и др. Свой вклад установки внесли и в реализацию флагманских проектов пассажирского транспорта страны - SSJ-100, МС-21.
Образно можно сказать: дело - это труба. Как рассказали в ЦАГИ, строительство больших "натурных" аэродинамических труб заняло рекордно короткий срок - три года. Столь же уникален их трудовой стаж в авиационной науке. И он продолжается по сей день.