На фестиваль привезли два десятка лошадей разных пород. В центре внимания были, конечно, тяжеловозы: владимирские и их ближайшие родственники, шотландские клейдесдали и французские першероны. Массивным, но грациозным коням достаточно сделать круг почета, чтобы вызвать восторженные восклицания у зрителей. А тут жеребцы и пускались галопом, и выписывали по полю фигуры.
Вдобавок наездницы оделись в исторические костюмы. Одни проскакали на тяжеловозах в мужском седле, распустив шлейфы по крупу. Другие - на прогулочных лошадях - показали женский стиль. Со стороны кажется, что дамы непринужденно сидят, свесив ноги влево. Но на деле всадницы должны постоянно балансировать, опираясь на рога седла только в определенных ситуациях.
- Я начала так ездить 12 лет назад, когда увлеклась реконструкцией наполеоновской эпохи: нельзя же в ампирном платье ехать в мужском седле, - рассказала член клуба любителей дамской верховой езды "Котильон" Наталья Корнилова (Москва). - Пришлось искать на европейских барахолках и онлайн-витринах седла, перчатки, цилиндры... В основном мы используем антикварные вещи. Старые седла лучше сбалансированы. В России рынка антикварной одежды практически нет, после революции и особенно Второй мировой войны вещей не осталось. А те, что есть, запредельно дорогие. За рубежом можно пойти на блошиный рынок или обменяться с коллекционерами - даже с учетом доставки получается не так накладно.
Вслед за девушками на поляну в Гавпосаде выехали столичные реконструкторы в форме гусар Изюмского и Александрийского полка. Отличались они цветом доломанов - красных у изюмцев и черных у александрийцев. Бравые мужчины и одна кавалерист-девица на скаку рубили саблей кочаны капусты и мешки с сеном, отрабатывали укол в кольцо.
- Рядовых гусар не учили фехтованию, это было делом офицеров из дворянского сословия. Обычно рекрутам показывали самые простые удары: направо, налево, в пол-оборота направо и налево. И только при определенном мастерстве они могли выполнить что-то более сложное. Мы показали основные приемы ударов легкой саблей образца 1809 года, такими была вооружена основная масса русских кавалеристов в период войны с Наполеоном, - отметил ротмистр Изюмского полка Василий Чижов.
В течение дня гусары общались с гостями в интерактивном "лагере 1812 года". Мастер-наездник из Струнино, шестикратный чемпион России Андрей Корчагин учил всех желающих запрягать лошадей парой и катал ребят в коляске, запряженной парой терпеливых першеронов. На сцене пели народные песни, на лугу среди катушек соломы плели венки и делали набойки по ткани.
"Праздник русских традиций" проводится в Ивановской области пятый год. Вместо обычного Дня города, который мог бы быть интересен только местным жителям, в райцентре масштабно обыгрывают основные мотивы его истории так, чтобы привлечь туристов из других регионов.
Гаврилов Посад, который впервые был упомянут в летописи 590 лет назад и стал городом в 1789-м, издавна славился лошадьми. Первый в России государственный конезавод здесь основали еще при Иване Грозном. При Екатерине II построили большое каменное здание в форме каре с круглым куполом над манежем. При Николае I завод закрыли, чтобы освободить денники для лошадей гусарского Ингерманландского полка. Тот квартировал в городе в 1833-1842 годах. Прошло еще 45 лет, прежде чем в Гавпосаде возродили племенное хозяйство, основав Владимирскую государственную конюшню.
Долгое время она была одним из главных предприятий города. К слову, уроженцев Гавпосада вплоть до середины ХХ века нередко призывали именно в кавалерию или в обозные службы, поскольку они хорошо умели обращаться с лошадьми. Конезавод занимался выведением новой породы. Для вспашки тяжелых почв и перевозки грузов требовались животные выносливые, сильные и смирные. Местных кобыл скрещивали с европейскими клейдесдалями, першеронами и шайрами. Подключились и соседние племзаводы. Наконец в 1946 году в реестр внесли владимирского тяжеловоза.
Эти высокие, до 175 сантиметров в холке, лошади на небольших расстояниях спокойно тянут грузы в несколько тонн. В советское время их использовали в армии, при восстановлении экономики после военной разрухи. Поставляли и на экспорт. Поголовье, однако, было немногочисленным, а в наши дни и вовсе сократилось до минимума. В мире владимирских тяжеловозов менее двух тысяч.
Конезавод в Гавриловом Посаде 10 лет назад продали агрохолдингу, а старое здание выкупил владимирский ресторатор Игорь Кехтер. Теперь внутри - уникальный музейно-дегустационный центр с 10 тысячами экспонатов. В залах "Дворцового завода" со вкусом рассказывают об истории русских национальных напитков, но не забывают упомянуть и лошадей, и кавалеристов. Гости даже могут, как заправские гусары, заночевать в шатрах и научиться открывать шампанское ударом шашки.
Как сообщил директор по развитию Артем Смирнов, в планах есть и покупка коней. Все-таки тяжеловозы - главный бренд Гаврилова Посада.
- Туристы хотят у нас не только слышать рассказ о породе, но и видеть ее живьем. Чтобы создать конный театр, потребуется не просто купить животных, но и подобрать персонал. Надеемся задействовать местных специалистов и более полно представить богатую историю коневодства, - отметил Смирнов.
Племенное предприятие не исчезло, новые конюшни находятся недалеко от старого завода, рассказал "РГ" зампредседателя правительства Ивановской области Денис Черкесов:
- Там больше простора для лошадей, удобнее раздавать корма. Поголовье владимирских тяжеловозов в Гавриловом Посаде удалось сохранить. Сегодня этой породой занимаются два конезавода во Владимирской области и один - в Ивановской. У нас пять жеребцов, более 40 кобыл и их потомство, примерно 100 голов. Молодняк продают в разные регионы России. Чтобы получить породу, понадобились десятилетия. И наша задача - сохранить ее до лучших времен. В сельском хозяйстве нужды в тяжеловозах уже нет, в соревнованиях они не участвуют. Но в большинстве цивилизованных стран есть люди, которые держат лошадей для катания, для удовольствия. Надеемся, что и в России таких любителей станет больше. Тяжеловозы такие красивые!
Зоотехник и тренер "Государственной заводской конюшни имени В. Фомина" (ГЗК) из Владимирской области Татьяна Полковникова влюблена в эту породу с детства. Начала ухаживать за лошадьми в 11 лет и с 17 устроилась на работу. Сегодня, спустя 33 года, она тренирует прапраправнуков своих первых питомцев. Иногда узнает фамильные черты - в повороте головы, в повадках.
- Изначально во владимирских тяжеловозах меня привлекла красота. А когда стала больше с ними общаться, то поняла, что они еще и умные, добрые, человечные, что ли. Преданные, как собаки, привыкают к хозяину... Были случаи, когда в сбруе что-то порвалось, но я знала, что конь не унесет, не сбросит. У меня был жеребец буденновской породы - тот мог укусить, ударить, исподтишка затоптать. Был орловский... Что-то капризное в них есть. А владимирцы, несмотря на свои размеры, - нежные, как кошки. Было дело, маленький ребенок у меня брал тяжеловоза за ногу - и тот не ударял... Для меня это лошадь-душа, с ними я отдыхаю. Да, в них нет резвости, как у рысаков. Они не для соревнований, не для выставок. Может, поэтому в 1990-е тяжеловозы пострадали больше других пород: их распродавали по дешевке - за границу или на мясо, кого куда. Но это наше золото, его нельзя потерять.
Сегодня на ГЗК содержится 25 кобыл и столько же жеребцов владимирского тяжеловоза. Лошадей покупают для езды верхом и прогулок с экипажем, одного забрали в монастырь на Валаам - возить бревна при строительстве, рассказала Полковникова:
- Если он постоянно выполняет мышечную работу, то не устает. Может тянуть грузы по многу часов. Французские тяжеловозы, как по мне, туговаты в управлении. Уж если першерон на что-то неправильно настроился, то его сложно поправить. А владимирцы очень понятливые.