Фестиваль "Каракуз" может вырасти в кинематографический кластер

Фестиваль "Каракуз", который с размахом проходит уже четвертое лето в Альметьевске, скоро охватит все возможные сферы культурной деятельности. В этом году к джазовому, театральному, юмористическому и многим другим форумам добавился еще и кинематографический. Зачем он нужен и во что это может вылиться, в материале корреспондента "РГ".
Открылся кинофестиваль картиной "Дитя небес" режиссера Асель Жураевой (Киргизия) о том, как подкидыш пробудил тягу к жизни у пожилых супругов.
Открылся кинофестиваль картиной "Дитя небес" режиссера Асель Жураевой (Киргизия) о том, как подкидыш пробудил тягу к жизни у пожилых супругов. / Олег Платонов

Никаких прибамбасов

На протяжении недели на двух площадках демонстрировались фильмы российских кинематографистов и режиссеров из стран СНГ. Несмотря на то что мероприятие проводится впервые, на отдельных кинопоказах свободных мест не было.

Не помешали даже казусы погоды. Дело в том, что часть картин должна была демонстрироваться на открытом воздухе на местном пляже. Но из-за проливных дождей мероприятие пришлось перенести в открывшуюся недавно фабрику креативных процессов. Другой площадкой, где демонстрировались картины, стал общественный центр "Алмет".

Инициатором кинофестиваля "Каракуз фильм" стала автономная некоммерческая организация дополнительного образования "Академия цифрового творчества". Партнером выступила Дирекция по поддержке кинопроектов и организации фестивалей "Время кино". Фестиваль привлек внимание именно своим неформатным кино, которое нельзя увидеть в широком прокате.

- В городе есть зритель, готовый воспринимать сложное кино, погружаться в мир некоммерческого киноискусства, - говорит программный директор фестиваля Адиля Хайбуллина. - С таким зрителем всегда приятно работать.

К примеру, фильмом-открытием "Каракуза" стала картина "Дитя небес" режиссера из Киргизии Асель Жураевой. До этого ее знали как крепкого документалиста, так что это был ее дебют в полнометражном художественном формате. Дебют был и для оператора-постановщика, и для художника-постановщика.

Бюджет проекта - всего десять тысяч долларов, и снимался фильм на фотоаппарат Sony F4 с советскими объективами. С естественным светом, а с ним работать в кадре трудно. Съемки проходили в отдаленной деревне в Кыргызстане, и всей команде пришлось жить в сложных бытовых условиях.

Сюжет очень простой. Бездетной престарелой паре, которая постепенно готовится отойти в мир иной, кто-то подбрасывает на крыльцо люльку с младенцем. И "молодые" родители придумывают различные ухищрения, чтобы бездушное государство не забрало их чадо себе. Эта история о том, как внешние обстоятельства могут пробудить тягу к жизни. И о том, готовы ли мы к тем сюрпризам, о которых так долго мечтали.

- Никаких киношных прибамбасов не надо, для того чтобы просто поразмышлять о смысле жизни, о преемственности поколений, о единстве всего мироздания. Рассказать об этом очень простым языком - это и есть достоинство "Дитя небес", - говорит местная жительница Татьяна Булатова. - Где бы это кино ни показали, его поймут все.

Киноприкрытие

Оказывается, у организаторов "Каракуза" очень далеко идущие планы, и сам фестиваль - это только "прикрытие".

- Мы пригласили в Альметьевск и экспертов, и режиссеров, для того чтобы прощупать почву и посмотреть дальнейшие пути развития кинематографа в нашем регионе, - говорит Ренат Мамин, директор благотворительного фонда "Татнефть".

По его словам, в городе уже сейчас есть техническая возможность для создания анимации на мировом уровне, и не только. Ренат Мамин не скрывает, что опыт сотрудничества с компанией Тимура Бекмамбетова "Базелевс" дал свои плоды. Действие одной из новелл в "Елках-10" происходило в Альметьевске. И благодаря этому о существовании нефтяной столицы Татарстана узнали многие россияне.

- Это очень перспективное направление работы, которое на сегодняшний момент достаточно серьезно поддерживается государством. Развивается оно как в Российской Федерации и в Республике Татарстан, так и в целом в странах ближнего зарубежья, - говорит спикер. - Есть в нашей стране регионы, которые являются ярким примером того, как инвестиции в кинематографию спустя время дают хороший внутренний кинематографический продукт, на который ходит зритель.

Фестиваль может стать и своего рода лабораторией, куда будут приезжать кинорежиссеры и за короткий период снимать контент на заданную тему. К слову, в городе уже проводился аналогичный эксперимент, когда в Альметьевск в рамках арт-паблик программы "Сказки о золотых яблоках" приезжали художники со всего мира и рисовали на зданиях муралы по мотивам местных легенд.

Мультфильмы с искусственным интеллектом

Уже четыре года в Альметьевске работает анимационная школа "А 1002". Первый год проект осуществлялся в коллаборации с "Союзмультфильмом", однако по окончании контракта школа отправилась в открытое плавание. Занятия проводятся с детьми от трех лет и до самого старшего школьного возраста.

Детей обучают 2D- и 3D-анимации и озвучке мультфильмов. Есть даже своя Мокап студия, которая позволяет создавать анимацию мирового уровня.

- Это "захват движения", - демонстрирует необычный костюм педагог школы Владислав Кривошеин. - Человек надевает на себя одежду, которая помечена маркерами. Как правило, это светоотражающие элементы. Они крепятся на подвижные части тела. От камер, стоящих по периметру студии, исходит инфракрасный свет. Он отражается от этих маркеров, координаты движения считываются, и затем строится подвижный скелет. На этот скелет с помощью компьютерной графики надевается любой персонаж, а потом с героем уже работает аниматор. Это позволяет сделать движение мультипликационных персонажей более естественными.

Владислав Кривошеин послушался Тимура Бекмамбетова и прошел школу переквалификации из актеров в аниматоры несколько лет назад. Теперь он со своей командой, используя возможности данной студии, занимается амбициозным проектом "Базелевса" - полнометражным мультфильмом "Ходжа Насреддин". Он даже придумал, как с помощью айфона и кронштейна заснять мимику лица, а потом за счет искусственного интеллекта переложить на анимационного персонажа.

Картинка получается красивая. 60 процентов анимации "Ходжи" уже готовы. Были задействованы все возможности современной альметьевской студии. Однако из-за отсутствия финансирования проект пока будет поставлен на паузу.

- Обидно, конечно, уже столько работы проделано. Но будем надеяться, что деньги на проект найдутся, - говорит молодой аниматор.

Сами дети уже научились немного зарабатывать с помощью своих мультфильмов. У них за плечами победы в различных конкурсах с хорошими денежными призами. И пара коммерческих проектов создания мультфильма.

- Некоторые ребята продолжают ходить к нам даже после окончания школы, - признается Владислав Кривошеин. - Это хорошая возможность получить интересную творческую работу.

На "Каракузе" дети могли поучаствовать в мастер-классе по созданию киноплакатов. Фото: Олег Платонов

Самый русский фильм

Режиссер Юсуп Разыков привез на фестиваль свою индустриальную сказку "Керосин". Фольклорист Сергей Старостин, чьи песни и музыка звучат в картине, так высказался после ее просмотра:

- Удивительно, как узбек смог снять самый русский фильм за последнее время.

Однако альметьевские зрители неоднозначно восприняли ленту. Оказывается, для некоторых на юго-востоке республике все, что касается нефти и ее производных, несет положительный заряд, поскольку регион живет благодаря ее добыче. Тут же керосин чуть не обрывает жизнь двух персонажей.

Сам режиссер заявляет, что снимал кино про сильную русскую женщину, которая, несмотря ни на что, не проклинает жизнь, а, наоборот, жалеет всех.

- Сила матери - это квинтэссенция силы народа, - говорит Юсуп Разыков. - То, что выносит простой люд, не вгоняет его в безысходность. Моя героиня, которой на момент съемок было 80 лет, показывает, что можно и нужно жить.

Сам режиссер приезжал в Альметьевск в 1988 году. Тогда он читал рабочим лекцию о том, как лучше писать сценарий. Нефтяники, большая часть которых находились на вахте, показывали ему свои любительские фильмы. Многие из них были хорошего качества.

- Сегодня, если есть у тебя хороший сценарий, неважно, где снимать картины. А вот иметь настоящий кинематографический кластер, который, как караван, тянет за собой и операторское оборудование, и свет, и звук, очень ценно. И если в Альметьевске его удастся создать, это будет огромное подспорье местному креативному сообществу.