От Хабаровска до Котикова добираться чуть больше двух часов на авто. Выезжаем в субботу ранним утром, чтобы попасть на службу и застать всех действующих лиц: настоятеля и паству. В другое время храм будет закрыт на ключ - в селе с этим просто.
По телефону объяснили, что найти его легко. И точно - по главной дороге, которая и называется Центральной, мимо аккуратных домиков, сельпо, возле которого пасутся дородные коровы, доезжаем до храма.
Конечно, ожидали увидеть более презентабельное здание, но, наверное, в религиозных объектах главное все же содержание, а не форма. Одноэтажный деревянный дом стандартной сельской постройки, чей фасад явно давно нуждается в покраске. Над крышей - темный купол с крестом, на котором нет привычного избалованным обитателям мегаполиса золотого покрытия. Рядом припарковано авто - значит, сегодня службу ведет батюшка. Для сел обычная практика, когда один священник окормляет сразу несколько приходов. Пробираемся ко входу, старательно обходя коровьи лепехи, раскиданные по траве, - все ж таки буренки пасутся не только у сельпо.
"Спорительница хлебов" - так называется икона Богоматери, в честь которой назван приход. Самое подходящее для сельской местности название - тут тебе и про урожай, и про душу. Внутри обжито пока одно помещение - сейчас в нем идет служба.
Здесь все по-простому. Алтарь обозначен ковриком, на него не может ступить нога непосвященного, тем более женщины. Отец Андрей в золотом облачении поворачивается спиной к пастве, чтобы готовиться к обряду таинства. Но не отвлекается и от того, что происходит в храме, периодически поправляя своих чтецов.
- Волнуются, батюшка, гости у нас, - подает реплику сидящая у печки баба Женя.
- Тише, баб Жень, не сбивай, - шикают на нее товарки.
Всего на службе шесть селянок, две из которых у аналоя в роли чтецов старательно ассистируют священнику. Оглядываюсь по сторонам, пока женщины, как умеют, выводят "Символ Веры". Приход чистенький, но не богатый. Нет сверкающих златом и драгоценностями икон, часть образов разномастная, значит, были они презентованы или приобретены по случаю. Под ними - сноп сена в пакете символизирует название храма - "Спорительница хлебов". На стареньких табуретках, составленных в углу, вязаные разноцветные салфетки. Там же сидит, опираясь руками на палку, баба Женя - наготове, вдруг понадобится встать. Над ней - скромная приходская библиотека. На полке - предмет гордости котиковских православных. Книга, попавшая к ним не иначе как по божьему промыслу. Одна из икон, подаренная храму, неожиданно упала со стены, у нее отскочил притвор, и оказалось, что внутри лежала книга на старославянском языке. Ее не читают - сложно, но берегут и охотно рассказывают историю ее появления. Должны ж быть у прихода свои чудеса!
Служба заканчивается, женщины по одной подходят на причастие.
- Баб Жень, ну ты куда рванула? А крест поцеловать?
- Видали? Она уже за стол спешит!
Все - и батюшка, и спешащая с палкой баба Женя - смеются. Сегодня у них прекрасное настроение - приехал отец Андрей.
- Девочки, достаем! - звучит команда старосты Галины Федоренко, и все вокруг приходит в движение.
Девочки 60+ лихо выдвигают стол, вынимают из сумок приготовленные накануне угощения, расстилают скатерть - трапеза готова! Снова молятся и приступают к еде.
- Удивляет, что накрыли стол? Так ведь батюшка приехал, для нас праздник, - объясняет помощница старосты тетя Надя. - Примерно раз в месяц нам везет: можем к причастию подойти, исповедаться. Не все же могут в Вяземский в храм ездить, тем более что автобусов сейчас туда нет.
В маленьком приходе есть и свои нюансы - в котиковском храме нереально сохранить тайну исповеди.
- Если уж кому сильно надо, мы выйти в коридор можем, но чаще наши бабушки не стесняются и так все говорят. Да и какие могут быть на селе секреты? Мы же тут все на виду, - улыбаются прихожанки.
За столом тон разговора задает батюшка - это правило. Рассуждают на темы евангельские либо житейские. Сегодня тема на злобу дня - церковная староста Галина Федоренко вынуждена отказаться от "дальневосточного гектара", на котором стоит храм.
- Пять лет прошло, как я землю оформила по программе "Дальневосточный гектар", и надо подтвердить, что на нем есть жизнь. Но не удалось узаконить здание - не отыскали концов, кому оно раньше принадлежало, чтобы перевести его на себя. Надеемся, что если откажусь от участка, здание признают бесхозным и передадут затем епархии, чтобы мы могли дальше обустраивать его, - объясняет Галина Юрьевна. - Все упирается в землю, никак не получается вопрос с ней решить. И не нужна она никому, и оформить не удается. Руки опускаются уже…
Своего храма в селе Котиково не было отродясь. Ездили в поселения покрупнее, собирались в местной библиотеке, пока не решили - надо свою церковь заиметь. Старое разломанное здание, в котором когда-то в советское время обитал магазин, стали восстанавливать своими силами, а землю под ним по программе "Дальневосточный гектар" взяла Галина Федоренко. Брала сразу под строительство храма - случай настолько редкий, что про нее протрубили многие СМИ.
Храм из бывшего райпо лепили своими силами. Кто с пенсии, кто с зарплаты откладывал деньги, чтобы купить стройматериалы, скидывались на купол и молились за тех, кто жертвовал средства. Пока обустроили одну комнату, с иконами, а во второй хранят дрова для печи. Зимой в качестве истопника выступает баба Надя - приходит раньше всех и топит печь. На дрова сбрасываются сами и подкидывают соседи. С ремонтом помогали всем миром - обходили земляков, подсобили кто деньгами, кто досками, кто собственными силами. Дело-то благое - и детишек покрестить теперь есть где, не надо везти за тридевять земель, и отпеть опять же. Да и батюшка на селе пользуется авторитетом. Местные рассказывают, как усмирял двух любителей выпить. Кстати, одной из первых в храме появилась икона "Неупиваемая чаша" - обычно в деревнях пользуется спросом, у нее просят, чтобы родственники бросили пить.
- Редко кто бывает помимо костяка прихода, - признается протоиерей Андрей Колобов. - В основном только креститься приходят, но этого же мало, чтобы христианином быть. Приход тут не самый маленький, в соседнем селе вообще два человека всего. Но это же только начало - люди добавятся, нельзя бросать. К Богу идут же, в основном, когда беда случается, и тут нельзя, чтобы человек один остался.
Прихожанки подтверждают - всех привело горе. Где еще утешения искать? Вместе и поплачешь, и посетуешь, в храме, пусть и не таком блестящем, как у богатых городских приходов, есть самое главное - душевность.
- Мы тут как семья одна, рады, если к нам новые присоединятся. И власти наши понимают, что надо храм сохранить, но не знают, как. Очень надеемся, что публикация в "РГ" поможет нам решить эту задачу, - говорит Галина Федоренко.