Независимо от внешних факторов оборот порта всегда напрямую связан с тем, как выстроена логистика на его территории. Важно иметь возможность быстро разгружать суда и грамотно планировать маршрут контейнера до его точки выхода из порта.
Механизмы разгрузки у нас отточены. Например, в июле ВМТП установил новый рекорд за всю свою историю, обработав 79050 TEU. В планировании нам помогает то, как используем информацию о входящих грузах. Цифровизация на практике значительно ускоряет обработку.
Во-первых, данные попадают к нам в систему раньше, чем судно причалит. Информацию видят на своих планшетах тальманы — они проверяют номер и сохранность груза, после чего проставляют в электронном виде свою визу. Крановщику, который сперва сгрузил этот контейнер с судна, приходит оповещение, что его можно ставить на тягач. Затем водитель получает задачу, куда везти груз.
Все это формируется на основе полученных данных в центре управления контейнерным терминалом. В отношении каждого груза доступна информация о сроках прохождения им всех этапов обработки. Та же информация поступает в приложение клиенту. Он может нажать кнопку «Забрать», после чего автоматически будет предложено время вывоза. В назначенный день машина клиента проедет в порт, крановщик выгрузит на нее контейнер, и в приложение придет уведомление, что груз получен. Сам клиент в это время территориально может находиться хоть в другой стране.
Если контейнеру необходимо пройти дополнительную проверку, например, на таможне, соответствующее оповещение об этом тоже придет клиенту на телефон. К слову, ранее такие процедуры занимали до нескольких дней, сейчас — до нескольких часов, что стало возможно благодаря включению в электронный документооборот внешних служб — ФТС, РЖД, Россельхознадзора и так далее.
Кроме того, автоматизированы такие процессы, как взвешивание, постановка на таможенный досмотр, формирование документов на выпуск грузов, получение согласования на выполнение операций с таможенным грузом и многие другие.
Оптимизация IT-инфраструктуры работает в обе стороны: инициировав включение госрегуляторов в свой электронный документооборот, ВМТП помог им адаптировать собственные системы под решения, которые уже существуют в реальном бизнесе. Это укладывается в общий курс страны на унификацию транспортно-логистической инфраструктуры и в том числе является одной из причин, по которым ВМТП в июне стал площадкой для эксперимента компании-оператора сервиса для электронного документооборота. Таким образом, фокус на цифровизацию помогает портам не только лучше подготовиться к неизбежным изменениям, но и в определенной степени на эти изменения влиять.